четверг, 2 апреля 2009 г.

Каюсь.

Если спросить сколько-нибудь взрослых уже людей:"Вас били родители?", то, думаю, ответы разделятся более-менее 50 на 50 %.

Кого-то наказывали, ремешком или попросту, шлёпая по попе, а к кому-то пальцем ни разу не притронулись. В обеих категориях будут свои ярые защитники. "Да я ,может, и человеком-то стал, только потому, что меня драли,как сидорову козу!". "Ни разу, ни разу меня не выпороли - это же какое унижение для человека!".

Оба этих высказывания верны. Как нет одинаковых людей, так и нет унифицированных методов воздействия. Скажу, наверное, совсем не популярную вещь: некоторых детей бить надо. Слов и уговоров они не понимают. К сожалению. А может и не к сожалению. Просто это так.

У моих друзей есть сын. Сейчас это чуть успокоившийся мальчик, а пять лет назад находится с ребёнком в одном помещении дольше получаса было губительно для кармы - очень хотелось свернуть бешеному шибздику шею и "окропить снежок красненьким". Вплоть до поступления в школу мальчик не был знаком со словом "нельзя", имел темперамент холерика,помноженного на трёх холериков, и был реальной причиной того, что их семью редко приглашали в гости полным составом. Папа с мамой - пожалуйста. Аааа, мальчика хотите с собой взять - дозвиданья!

Однажды они, таки, гостили у меня все вместе. Мы, взрослые, сидели за столом на кухне, что-то там если, что-то пили, беседовали. Мальчик, ему на тот момент было лет 5, категорически отказался играть, пить-есть, возится со щенком, смотреть телевизор. Мальчик хотел бегать и орать. Нет, нет так! Мальчик хотел БЕГАТЬ И ОРАТЬ, что с успехом и делал, благо родители на эти перформансы реагировали мягими увещеваниями: "Нууу, Мишель, ну зачем ты так?", а я тогда еще стеснялась у себя в гостях одёргивать чужого ребёнка. Воздух кухни наливался медленным, сдерживаемым озверением.

Нас хватило надолго, я считаю. Через два часа (два долгих часа!) издёрганные родители засобирались домой. Мальчик встал в дверном проёме, упёрся руками в косяки и категорически отказался одеваться.

В педагогике и психологии есть такой приём: "прерывание". Резкая, нетипичная смена поведения,переключение внимания и абсурдная реакция на внешний раздражитель. От тебя ждут испуга, а ты начни громко читать стихи, от тебя ждут ругани, а ты...что это я вам тут подсказываю? Сами, сами придумаете.

С детьми в истерике часто срабатывает следующее - надо спокойно и серьёзно предложить ему совместно сделать какое-нибудь дело. Он ждёт, что его будут успокаивать или, наборот, ругать, а ты ни слова об истерике и на равных обсуждаешь как правильно делать ту или иную вещь.

Я взяла верещащего и подпрыгивающего мальчика за руку и подвела к обувной полке: "Миша, что-то не могу найти ни свои , ни твои сапоги. Помоги мне пожалуйста. Давай еще раз вместе поищем. Наверное щенок куда-то их запихал." Фига. Парень уже вообще себя не контролировал. Он ЗНАЛ, что ему ничего не будет. Свобода, всё долой, я молодец! Он запустил обе руки в полку, загрёб всё, что смог загрести, и, с криком "ННААА!", резко выкинул наружу. Взлетели и осыпались тяжелыми снарядами сапоги, тапки, кедики. Я, а сидела я перед мальчиком и полкой на корточках, нехило получила зимним ботинком по сусалам. Родители ребёнка прикинулись соляными столбами. Моя правая рука вдруг получила суверенитет от мозга, резко описала дугу и бушующему мальчику прилетела крепкая затрещина. Парень охренел с открытым ртом. Впервые за пять лет он понял, что можно и схлопотать. Я опомнилась и ужаснулась - только что дала подзатыльник ребёнку, я ударила чужого сына. Медленно-медленно подняла голову вверх, туда, где всё еще стояли два соляных столба и стала, запинаясь, лепетать: "Ребята, простите пожалуйста. Ребята, простите!" Родители ребёнка, облегченно вздохнули и хором сказали: "Правильно, тётя Таня! Достал он уже."

Ну, мальчик как гонял всех в своей семье, так и продолжал гонять. Только в моём доме его как-то резко охолаживало, не узнать.

Не смотря на результат, мне стыдно. Наверное могла бы и сдержаться.

Иным людям доходчивее получается ,если заходить не через голову.

Возвраст на это, кстати, если и влияет, то мало.

Комментариев нет:

Отправить комментарий