воскресенье, 22 марта 2009 г.

что бы не делать, лишь бы ничего не делать..

Вы быстро ходите?

Да. Не, ну по пути в институт - понятно. Во время прогулок с подругами часто задаемся вопросом: "куда мы несемся?". Замедляемся, а спустя две-три минуты - снова.

Ваши глаза меняют цвет?

Редко

В каком положении предпочитаете сидеть?

Всегда в разных. Ерзаю на стуле, постоянно меняя позу.

Мелочи в поведении других, которые вас раздражают?

Ну, много всего и, как правило, ерунда. Хотя.

Не люблю, когда во время сидения за компом ко мне со спины подходят, и начинают читать, чего это я там делаю.

Не люблю, когда уже начинаешь что-то делать, уже "в процессе", а тебе говорят - иди и делай это самое дело.

Необычные пищевые пристрастия?

Гречневая каша с молоком и сахаром. Поедание попеременно чипсов и зефира в шоколаде.

Самая нелюбимая еда?

Гороховый и куриный супы, морепродукты (кроме кальмаров, креветок и жареного минтая)

Что в вашем характере/поведении приводит ваших родных и близких в отчаяние?

Многое. Друзей - хронически плохое настроение и периодически прилагающийся к этому нудеж в стиле "АААААА!!! Все плохо-плохо-плохо!!!", привычка будучи в плохом настроении (или при выполнении важного ответственного дела) на всех орать и ругаться.

Родителей - уууу. Тотальное нежелание убираться в их присутствии, например))) Хамство, несдержанность, упрямство..

Что в вашем характере/поведении удивляет окружающих?

Странные ассоциации.

Сочетание лентяйства с гипертрофированным чувством ответственности.

Какая самая странная вещь у вас в сумочке/карманах/рюкзаке/т.п.?

У меня в сумке черт ногу сломит.

Носите ли бижутерию? Какую?

Уууу. Украшений более чем полно, по большей части пафосных или необычных (один только браслет с пауком чего стоит). Только я сейчас впала в жуткую апатию, мне все пофиг и лень, и украшения я почти не ношу.

Фобии? Мании, филии.

Вроде нет.

Слова-паразиты, любимое словечко?

Всякие там блины, гады, паразиты.

Самый необычный предмет в вашем гардеробе?

Три летних платья - розовое, черное в белый горох, и белое с клетчатой верхушкой

Если б могли выбирать свой тип внешности, каким бы вы хотели стать?

Впринципе жить можно, но неплохо было бы изменить подбородок, славянский нос, глаза сделать покрупнее. Ну, и конечно, цвет волос хотелось бы "определенный" - хоть блондинка, хоть брюнетка, хоть рыжая - главное, чтобы насыщенный. А то мой непонятно-русый-словномелированный+седаяпрядь.

Какая мелькает мысль при первом за день взгляде в зеркало?

*голосом Ноны Гришаевой* - Господи, что же с лицом-то?

- Ну тончик набросала бы и все!

- Какой тончик, высыпаться надо!

Самое раннее воспоминание из детства?

Сложно вспомнить. Помню, как в детский сад ходили, зимой, в жуткий холод.

Бывали на грани смерти?

Слава Богу, вроде нет. Хотя. Кто их знает, эти анафилактические шоки?

Казалось ли вам когда-нибудь, что вы обладаете сверхъестественными способностями? Какими?

Окромя часто ощущении "дежавю" - вроде нет.

А какую паранормальную способность хотели бы получить и зачем?

Умение подключаться к "мировому хранилищу мудрости и знаний". Зачем? А вам не хотелось обладать чем-нить подобным во время экзаменов?

Если бы в следующей жизни вы стали животным, то каким?

Не знаю. Хотя вот этот рулит

Когда-нибудь падали в обморок? По какой причине?

Три раза. Низкое давление (все три)+ в 1-ом случае резкая смена температуры и влажности, во 2-ом - быстро вскочила после инъекции лекарства, в 3-ем - "перевыкачка" крови+пробежка по лестнице.

Перед вами стоит целая батарея бутылок с разноцветной газировкой. Какой цвет уж точно не выбрали бы?

Все попробовала бы)))

Если бы вы были гениальным художником, что бы изобразили на картине?

Наверно, не людей. Какие-нить горы, красивые замки, руины.

Какое стихийное бедствие хотели бы понаблюдать вблизи? (разумеется, если гарантирована безопасность)

Извержение вулкана.

Предположим, в вашем доме можно было бы создать условия для содержания любого животного: от инфузории-туфельки до голубого кита - кого бы вы завели?

Манула

Что считаете неудобным в своей комнате?

Ее площадь!!! 3,2025 кв. м.!!! А также отсутствие двери и окна.

Что изображено на заставке вашего компьютера?

Тило Вольф.

У вас дома много ковров?

Один.

Что сразу бросится в глаза, если зайти к вам в комнату? (кроме бардака )

Вся комната сразу (учитывая ее размер)))). Особенно здоровенный паззл с замком Норшванштейн (не помню, как правильно)

Какая тематика обычно встречается на обложках ваших тетрадей?

Всякая. Очень люблю красивые тетради. Или прикольные. "Все, кто едут медленнее меня - тормоза, все, кто быстрее - Шумахеры."

Книги у вас хранятся в шкафах или на открытых полках?

И там, и там. Только "шкафовыми" я не пользуюсь, ибо дверца шкафа открывается ровно на 20 см.

Дома много игрушек?

У меня сестре скоро три года))) Конечно!!!

Какой у вас вид из окна?

Из комнаты, кусочек которой занимаю я - соседний дом, немножко реки, мост, Окский съезд.

Носите комнатные тапочки?

Ага.

У вас дома есть фонарик? Если есть, зачем?

У нас свет иногда выключают. И чтобы комп легче было подключать, туда лампа не дотягивается.

Вам в детстве читали книги вслух?

Да. А еще я слушала сказки на кассетах, особенно любила "Лебединое озеро", хотя это совсем не сказка.

Часто переходите дорогу на красный свет или в неположенном месте?

На красный - никогда. В неположенном - бывает.

Часто ходите в библиотеку?

только за учебниками

Как вы относитесь к решеткам на окнах?

Брррррр.

В каких тетрадях вам больше нравится писать: в клетку или линейку? Или предпочитаете нелинованную бумагу?

В клетку. Ибо линейка ассоциируется с русским, а русский - с Шатовой!!! Брррр!!!

При разговоре с человеком куда обычно смотрите? (в глаза, переносицу, а может, вообще в сторону?)

Смотря с кем. Кому-то в лицо тяжело смотреть, а кому-то и в глаза приятно. Хотя долго смотреть в глаза не могу.

Сколько сейчас времени?

22:55. Во вторник (БЛИН!!! С КАКОГО ЛЯДУ!!!??? И ТЕСТ И ЭКЗАМЕН!? Я ДОЛЖНА БЫЛА В МОСКВУ ЕХАТЬ!!!) тест по психологии. В среду экзамен по ней же. А на лекциях давали только то, что пригодится в жизни, но не пригодится на экзамене. 36 вопросов. Блииин.

А в понедельник экзамен по истории.. 54 вопросааааа!!! Ненавижу историю!!!

И вместо того, чтобы готовиться к экзаменам, я вот тут.

Вы сейчас хотите есть?

Ага. Но уже поздно.

В каком вы сейчас настроении?

Апатическое. Как обычно. Спать хочу, спать хочу, спать хочу.

Где-нибудь играет музыка? Если да, то какая?

Генетическая опера, номер Сары Брайтманн.

Список из 5-ти вещей, которые вы видите, не вставая из-за стола?

Батарея чашек, фиолетовая свечка с черным пером, механическая точилка, колонки, свисающие с лампы сережки.

Как вы причёсываетесь?

Зачесывая волосы в хвост.

Что на вас надето?

Все как обычно.

Чем занимаетесь по жизни?

Учусь и еще раз учусь. Ленюсь, ленюсь и еще раз ленюсь))) Периодически замутиваю чего-нить эдакое. Хронически хочу спать.

Ваше самое большое достижение в жизни на данный момент?

Ну, много всяких, да говорить не охота)))

Кого вы обняли последним?

Подругу на прощание.

Ваше нынешнее хобби, увлечение?

Собираю паззлы, пытаюсь научитсья танцевать. Периодически замутиваю чего-нить этакое. Люблю дайвинг, но не ныряла сто лет (пять, примерно.)

Что вы съели последним перед заполнением этого опросника?

Чай с пряником во время и две королевские креветки до.

Содержание последней полученной смс-ки.

Какого звукорежа они пришли на мою остановку!? Шли бы на трамвай!!!

Какие сайты вы всегда посещаете, даже во время небольшой интернет-сессии?

Дайри и торрент.

Последняя вещь, которую вы купили?

Пакетик мармелада.

Что вы сейчас слушаете?

As it is Лакайновский.

О чём вы думаете вечером, перед тем как лечь спать?

Как бы завтра не проспать%)))

Последний CD, который вы купили.

А то я помню))))

Что вы сейчас читаете или перечитываете?

Паланик "Беглецы и бродяги". Не очень интересно.

Если бы вы могли играть на любом музыкальном инструменте, что бы вы выбрали?

НОРМАЛЬНО играть на пианино. А из области нереального - орган или скрипка.

Как ваше общее самочувствие?

Как обычно, не очень. Снова спала на паре.

Что бы вы сейчас хотели кому-нибудь сказать?

Ну не знаю. С одной стороны - многое и многим, а с другой - ничего.

рисовала

сегодня много рисовала и переводила

книгу по психологии

оливера скаса

про человека, у которого все воспоминания путались и не вставали на свои места, так например он пытается вспомнить ,что же ему надо делать в два часа, а память ему подсовывает милые воспоминания из детства, как мама обнимала его, прежде чем отпустить на школьный  автобус, и вот он в

этих воспоминаниях стоит, думает, а время уходит, и в два у него там совсем важные дела проходят

и я вот пока не поняла,что дальше в книге, тк переводить с итальянского сложнее,чем с английского, у чувака этого совсем так уже крыша поехала, и мне сложновато стало

хочу в питер

очень

не знаю, говорят, там сыро и мерзко, но я так любила сидеть в  своей комнате одна, смотеть на потолок , в окно, на стенки, думать, что было бы,если бы можно было ходить по стене и быть при этом параллельной полу, не знаю,дома я как то мечтала

а тут нет

хочется куда то поехать

денег совсем не хочется

вообще

надоели мне эти деньги уже

но при этом мне не надоело много чего другого!

хочу свободнее быть

ненавижу зависеть от обстоятельств

противно и грустно очень

надоел  обама

надоел кризис, какой то не ощутимый

надоело все

все надоели

ничего не происходит,все как всегда.

скучная страна!

почему ты такая скучная?? почему??

может потому,что ты не для молодых? для старушек в очках диор и в леопардовых колготках?? для них?!

не для меня!!!!

Тест Конструктивный рисунок человека

Оборудование: три листа размером 10 х 10 см, листы нумеруются по мере выполнения рисунков.

Инструкция. Вам необходимо нарисовать три фигуры человека, используя для каждой 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, квадраты и круги. Вы можете увеличивать, уменьшать эти фигуры, накладывать их друг на друга.

Обработка данных. По каждому рисунку отдельно подсчитывается количество затраченных в изображении человека треугольников, кругов, квадратов, результаты записываются в виде трехзначных чисел, где сотни количество треугольников, десятки количество кругов, единицы- количество квадратов. Таким образом выводится "формула рисунка", по которой рисующих относят к соответствующим типам и подтипам.

Например: После подсчета получилось, что затрачено 4 квадрата, 5 треугольников и 1 круг. Следовательно "формулой рисунка" является число 514, что соответствует типу "Руководитель".

Интерпретация результатов.

1-й тип "руководитель". Это люди, имеющие склонность к руководящей работе, организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать хорошим даром рассказчика, связанным с высоким уровнем речевого развития. Обладают хорошей адаптацией к социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.

Формулы рисунков: 901, 910, 802. 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.

Наиболее жестко доминирование выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820, "ситуативно: 703, 712, 721, 730, при воздействии речью на людей: вербальный руководитель или преподавательский тип": 604, 613, 622, 631, 640.

2-й тип обладает многими чертами типа "руководитель", однако зачастую при принятии решений, особенно ответственных, колеблется.

Данный тип людей более ориентирован на умение "делать дело", высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и людям, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения вследствие переживаний.

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

3-й тип "тревожно-мнительный", характеризуется разнообразием способностей и одаренностью от тонких ручных навыков до литературной одаренности.

Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое, по сути, является второй профессией. Физически не переносят беспорядка и грязи, обычно конфликтуют с другими из-за этого. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460.

Кроме того, 415 - "поэтический подтип", обычно люди, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью: 424 - подтип людей, узнаваемых по фразе: Как это можно плохо работать. Люди этого подтипа отличаются особой тщательностью в работе.

4-тип "ученый". Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают "концептуальным умом", отличаются способностью разрабатывать на все "свои теории". Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.

Подтип 316 характеризуется способностями создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую координационную работу.

325-й подтип характеризуется увлеченностью процессом познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.

5-тип "интуитивный". Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой степенью ее истощаемости. Легче работают при переключении с одного вида деятельности на другой, обычно выступают "адвокатами меньшинства", за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной восприимчивостью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, имеют хорошие ручные навыки и богатое воображение, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.

Подтип 235 часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей;

244 - обладает способностью литературного творчества;

217 - способностью к изобретательской деятельности; 226 - имеет большую потребность в новизне, обычно ставит для себя очень высокие критерии достижений.

6 тип "изобретатель, конструктор, художник". Часто встречается среди лиц с "технической жилкой". Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются самыми различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще всего относятся к типу интровертов, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, предпочитая самоконтроль, эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.

Подтип 109 встречается среди людей, хорошо владеющих аудиторией.

118-й подтип - имеет наиболее сильно выраженные конструкторские возможности и способности к изобретательству.

7 тип "эмотивный". Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают "жестокие" кадры фильмов, могут быть надолго выбитыми из колеи и потрясенными жестокими событиями. Боли и заботы других людей вызывают у них сочувствие и участие, на которые они тратят много собственной энергии, в результате чего становится затруднительной реализация их собственных способностей.

Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

8 тип - противоположен "эмотивному типу". Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает на них давление. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что считает нужным. Иногда для него характерна черствость, которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.

Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.

Необходимо учитывать, что первый рисунок представляет собой доминирующий тип, второй - тип, присутствующий как состояние, а третий - будущие перспективы.

Мои результаты: 253; 118; 334

Суббота

Неожиданно поняла, что уже неделя пролетела.

Это, конечно, здорово, когда у тебя все дни расписаны по минутам, но в данный сиюминутный временной промежуток меня это очень напрягает.

Сегодня поняла, что работа официанткой в кафе даёт великий жизненный опыт.

Это: основы психологии, социологии, менеджмента маркетинга, бухучета, экономики и ресторанного бизнеса.

И это очень интересно.

День пролетел просто моментально сегодняшний. Я весь день бегала, как ненормальная. Скоро ещё и аттестацию надо будет сдавать на официанта, так как я пока ещё официант -стажер.

Мне приставили к Катюне. Это мой наставник) Офигенно позитивная девчонка, всегда приветливая и добрая. Почти никогда не срывается в минуты дикого загруза)

Только вот дико от этой работы устают ноги. Зато мне нравится рабочая атмосфера: там как бы три ресторана, и весь персонал дружит, всегда готовы помочь друг другу. Очень хорошая взаимовыручка и поддержка.

Но вот, наверное, завтра на курсы не поеду. Просто не могу, надо выспаться. Иначе я не смогу ещё на неделе на практику, на курсы, на английский да ещё + придется на работу каждый день ездить на тренинги.

А так, в целом, всё безумно нравится.

P.S.: Мои мальчики посходили с ума.Товарищ А. рассказывает о нашей вечной и прекрасной дружбе, товарищ К. бежит встречать куда скажу и всячески старается помочь. Ну а товарищ Е. приезжает поздно вечером с букетом цветов и делает спасительный массаж.

В общем, жизнь прекрасна)

P.P.S. Фото фотографа Benoit Pail

Ролло Мэй "Раненый целитель"

Безумно нравится статья Ролло Мэя "Раненый целитель", решила привести ее здесь всю. Ролло Мэй - американский психолог, один из ведущих представителей экзистенциального направления гуманистической психологии.

Как однажды сказал Кьеркегор: "достичь бесконечности можно только через отчаяние". В этой малоизвестной статье Р. Мей вспоминает некоторых великих терапевтов и деятелей искусства, их бедственное прошлое, а также их триумфальное появление среди творцов и целителей.

Сегодня я собираюсь поговорить с вами о том, что мне очень близко, о том, о чём "я думаю сердцем" в течение многих лет. В тот период, когда я два года был прикован к кровати из-за туберкулёза, лёжа в горах Адирондака, ещё до того, как появились лекарства от этого заболевания, - все эти мысли соединились во мне и оформились в те идеи, которыми я хочу с вами поделиться.

Эти идеи пришли ко мне, когда я проводил в Нью-Йорке собеседования со студентами, кандидатами на обучение в аналитическом институте. Я спрашивал себя: "Что должно быть у человека для того, чтобы стать хорошим психотерапевтом? Что такого должно быть у этой конкретной личности, что подскажет нам, что вот он тот самый человек, который действительно сможет помогать другим людям в этом сказочно-долгом пути психоаналитика? Мне было достаточно ясно, что это не приспособление или адаптированность - приспособление, о котором мы так наивно и столь невежественно говорили, будучи аспирантами. Я знал, что хорошо адаптированный человек, который вошёл и сел, чтобы проходить собеседование, не станет хорошим психотерапевтом. Адаптированность - это абсолютно то же самое, что и невроз, и в этом проблема этого человека. Это адаптированность к небытию, для того, чтобы даже самое маленькое существование могло бы быть защищённым.

Адаптация всегда существует рядом с вопросом - адаптация к чему? Адаптация к психотическому миру, в котором мы совершенно очевидно живём? Адаптация к обществам, таким Фаустовским и бесчувственным? И когда я продолжаю думать об этом, то начинаю осознавать, что двое самых великих терапевтов, которых я когда - либо знал, были плохо адаптированными людьми.

Одним из них был Гарри Стэк Салливан, который был единственным психиатром, родившимся в Америке, чтобы создать такую новую систему, которая была бы в силах повлиять не только на психиатрию, но и психологию, социологию и другие науки. Салливан, который был одним из моих учителей (мы все очень почитали его), был алкоголиком и латентным гомосексуалистом. Однажды он сделал предложение Клару Томсону, будучи пьяным, а на утро встал очень рано, чтобы пойти и отменить его. Он никогда не мог справиться с группой больше 2-3-х человек. Профессор Клинберг, который работал в Колумбийском университете, рассказывает историю, произошедшую во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), а именно в ассоциации психического здоровья, которую помогал основать Салливан. Участники ассоциации встречались в Париже, и после встречи Клинберг увидел Салливана, очень мрачно сидевшего в углу. Он подошёл и спросил, в чём дело. Салливан сказал: "Всегда одно и то же. Я всегда борюсь со всеми". На что Клинберг ответил: "Но Вы не боретесь со мной!". "О, насчёт Вас мне всё равно. Вы не в счёт". Складывается впечатление, что в течение нескольких лет в старшем подростковом возрасте Салливан страдал шизофренией. Но у него было - и я не должен был говорить "но" - у него была потрясающая проницательность по отношению к людям, их проблемам и что вообще с ними происходит. Он описывал психические проблемы как то, что возникает и излечивается в сфере межличностных отношений.

Другим великим психотерапевтом, которого я знал и под чьим руководством работал была Фрида Фромм - Райхман. Она была прототипом психиатра из книги и фильма "Я никогда не обещала сад из роз". Её играла Мими Андерсон. Фрида была очень беспристрастной личностью. Она была 4 фута ростом, некоторое время была замужем за Эриком Фроммом, поэтому у неё фамилия Фромм. В Нью-Йорке в психиатрических и психологических кругах говорили в качестве очень искажённой шутки, что на самом деле название первой книги Фромма было "Сбеги от Фриды". Однажды она была председателем (человеком, который делает доклад) в Американской Психиатрической Ассоциации, общество, членом которого был я. Мы все сидели на возвышении и Фрида Фромм - Райхманн поднялась по ступенькам и упала "всем своим ростом" на возвышение, где мы сидели. Теперь я уже не знаю значения всех этих вещей, но то, что я пытаюсь сказать, это то, что у этой женщины всегда были проблемы во взаимоотношениях. И при этом у неё была удивительная проницательность по отношению к людям, как вы знаете, если смотрели фильм или читали книгу. Она действительно умерла в одиночестве. Бибер, когда был в её краях, поехал навестить её. Вроде бы они были старыми друзьями, и он описал её как человека, наполненного отчаянным одиночеством.

Теперь возьмём третий пример - Абрахам Маслоу. Он не был психотерапевтом, но он был одним из величайших психологов.

Он вышел из семьи эмигрантов, был отчуждён от своей матери и боялся отца. В Нью-Йорке люди часто жили в кварталах, где поселялись люди одной нации, и Аба (он был евреем) часто избивали итальянские и ирландские мальчишки, что жили поблизости. Он был дистрофичен.

Этот человек, у которого было столько адского опыта, стал тем, кто внёс понятие "пикового переживания" в психологию.

Теперь очень любопытно то, что каждый из перечисленных гениев стал стал великим именно в том, в чём была его самая слабая точка. Очень трудно поверить, что Гарри Стак Салливан, человек, который никогда не мог общаться с другими, основал такую психиатрическую систему, как психиатрия межличностной биологии.

А Аб, у которого было так много адского опыта, компенсируясь, если вы позволите использовать здесь этот технический термин, основал школу совсем противоположную, а именно школу пик - переживания и движение, занимающееся человеческими возможностями.

Я хочу вам предложить теорию. Это теория раненого целителя. Я хочу предположить, что мы лечим других людей с помощью своих собственных ран. Психологи, которые становятся психотерапевтами, так же, как и психиатры - это люди, которые будучи детьми должны были стать терапевтами собственных семей. Это довольно хорошо установлено различными учениями. И я предлагаю развить эту идею и предположить ,что та проницательность, которая приходит к нам благодаря собственной борьбе с нашими проблемами, и приводит нас к тому, чтобы мы развили эмпатию и креативность по отношению к другим. и сострадание...

В Англии, в Кембридже было проведено такое исследование, в котором изучали гениев: великих писателей, художников и т.д. И из 47 человек, которых отобрала для исследования эта женщина, 18 госпитализировались в психиатрическую клинику или же по отношению к ним применяли литий или электрошок. Это были люди, которых Вы хорошо знаете. Гендель - его музыка выросла из величайшего страдания. Байрон, который считал, что только то и делает, что страдает, но на самом деле он был маниакально - депрессивным. Энн Секстон, которая, я думаю, позже покончила жизнь самоубийством, тоже была маниакально - депрессивна. Вирджиния Вульф, которая, я знаю, покончила жизнь самоубийством, тоже очень страдала от депрессий. Роберт Лоуэл, американский поэт, был маниакально - депрессивным.

Теперь я хочу обратить ваше внимание на то, что в нарушениях настроения есть очень позитивный аспект. Эта женщина, проводившая исследование, изучала биполярное расстройство, но есть и другие типы нарушений. Я бы даже расширил это до того, что сказал, что есть нечто позитивное во всех болезнях, будь то физические или психические. Можно сказать, что определённая форма борьбы абсолютно необходима для того, чтобы привести нас к той глубине, из которой возникает креативность.

Джером Каган, профессор из Гарварда, провёл длительное исследование креативности и пришёл к тому, что основная сила художника (творца вообще), т.е. то, что он называл "творческая свобода", не является врождённой. Возможно, она чем-то подготовлена, но сама креативность не врождённа. "Креативность, - говорит Каган, - замешана на боли подросткового одиночества, на изоляции и физической неполноценности".

Женщина, которая прошла через концентрационные лагеря, так же сделала исследование в институте Сайбрука. Она выжила в Освенцеме. Она изучала тех, кто выжил в немецких лагерях смерти, и интересно то, что они обнаружили одинаковые вещи. Мы ожидали, что эти бывшие заключённые, пройдя через весь этот беспредел и ужас, окажутся абсолютно разрушенными людьми. Я помню, как один из них ходил ко мне на психоанализ в Нью-Йорке. Я слушал о том, через что он прошёл и думал: "Как человек может пережить всё это?" Но он не только пережил всё это, он стал невероятно творческим и продуктивным человеком. То, что выясняла доктор Эйджер в институте Сайбрука, было следующим: "Люди, которые пострадали от пагубных событий в прошлом, могут и реально фунуционируют на среднем уровне или на уровне выше среднего". Механизм, помогающий справляться с этим, в состоянии предотвратить возможные вредные эффекты пагубного опыта, но пережившие всё это также могут трансформировать свой опыт в то, что будет способствовать росту. Эйджер также добавляет: "Заключённые, у которых было бедное неизбалованное детство лучше всего адаптированы к концлагерям, в то время как большинство из тех, чьи родители были богатыми и позволяющими, умирали в первую очередь".

Я очень много думал обо всём этом, так же как и мои коллеги из Института Сайбрука. Они заметили, что многие из очень уважаемых нами людей прошли через самые страшные ситуации в раннем детстве.

Исследование того, как прошло детство выдающихся людей открывает нам тот факт, что они не совсем получили того "выращивания", заботы, про которые считается в нашей культуре, что именно они приводят детей к психическому здоровью.

Получается, что несмотря на это или благодаря таким условиям, эти дети не только выжили, но и очень многого достигли, причём многие после того, как у них было самое плачевное и травматичное детство.

Так же здесь, в Беркли, было сделано исследование развития человека в течение долгого времени. Группа психологов наблюдала за людьми с рождения до 30 лет. Они наблюдали за 166 мужчинами и женщинами и были шокированы неточностью своих ожиданий. Они ошиблись в 2-х из 3-х случаев, в основном из-за того, что переоценили разрушающий эффект проблем раннего возраста. Также они не смогли предвидеть, и, по-моему, это интересно всем нам, каковы последствия "гладкого" и успешного детства. Речь идёт о том, что определённая степень стресса и количество провоцирующих, "вызывающих" ситуаций заставляет возрастать, укрепляет психологическую силу и компетенцию.

Был ещё один британский врач, его звали Джордж Пикеринг, который написал книгу "творческая болезнь", она имела ещё одно название, а именно "Болезнь в жизнях и головах Чарльза Дарвина, Флоренс Найтингейл, Мэри Бейкер Эди, Зигмунда Фрейда, Марселя Пруста и Элизабет Барретт Броунинг". Эти люди были указаны на обложке, но Пикеринг ещё добавил Моцарта, Шопена, Бетховена. Все эти люди были писателями и музыкантами, страдавшими теми или иными заболеваниями. Он отмечает, что каждый из них страдал тяжёлой болезнью и конструктивно обходился с этим в творчестве, соответствуя при этом нашей культуре. Пикеринг говорит о своих собственных бёдрах, поражённых артритом и называет свою болезнь "союзником". "Я уложил их в постель, когда они стали болеть", - сказал он. Лёжа в кровати, этот учёный не мог больше посещать собрания комитета, встречаться с пациентами или развлекать гостей. Он добавляет: "Это идеальные условия для творческой работы, свобода от вторжения других, свобода от обычных бытовых обязанностей".

Теперь у вас возникло множество вопросов относительно того, что я говорю. И, конечно же, множество вопросов было и остаётся у меня. Об этих идеях Отто Ранк написал целую книгу "Искусство и художник". В этой работе Ранка преодоление невроза и создание искусства понимаются как вещи, абсолютно идентичные.

То, что я делаю сегодня, так это стараюсь бросить вызов всему пониманию здоровья в нашей культуре. Мы оставляем людей жить день за днём, т.к. считаем, что жизнь - это просто сумма дней, которые нам даны. Мы боремся за то, чтобы изобрести способы жить дольше, как будто бы смерть и болезнь - это наши самые страшные враги. У Т.С. Элиота были такие строки в "Четырёх четвертях":

Всё наше здравие - болезнь,

Коль няньке дохлой доверяться,

Твердящей нам всю ту же песнь,

Что в мир иной пора нам собираться,

И во спасение должна болезнь усугубляться.

Всё это потрясающе важные вещи, если вы можете в них поверить. Когда он говорит: "Наше, в том числе и проклятье Адама", он обращается к тому факту, что все мы ужасные дети Адама. Всё это названо словами, которые больше не ласкают наш слух, имеется в виду "первородный грех". Идея в том, что не так важно, как долго ты живёшь, дело в том, сколько дней ты можешь себе добавить. Многие люди предпочитают уйти, умереть, когда их работа завершена, но в этом опровержении говорится о том, что расстройство и болезнь значат нечто совсем другое, чем то, как это понимается в нашей Фаустовской цивилизации.

Если отчуждение - это болезнь, то и оно тоже могло бы стать тем, что соединило бы нас с новыми другими на новом, более глубоком, уровне. Мы видим это в сострадании. Креативность - это один из продуктов правильных отношений между природой и бесконечностью внутри нас. Мы видим ещё один талант, которым, безусловно, обладала Фромм - Райхманн, который был у Аба Маслоу и Гарри Стака Салливана - у них был талант сострадания, умение чувствовать других людей, умение понимать их проблемы - вот ещё одно качество, которым должен обладать хороший психотерапевт. Период дегенерации и хаос, я надеюсь, не вечны, но ведь он часто может быть использован как способ реформации и реорганизации нас на новом уровне. Как сказал К. Г. Юнг "Боги возвращаются к нам в наших болезнях".

на фото: Ролло Мэй, Гарри Стэк Салливан, Фрида Фромм - Райхман, Абрахам Маслоу