суббота, 30 мая 2009 г.

Новый флешмоб. Интересно.



Ольга Таир - интересный человек и собеседник; интересный журнал о психологии отношений между полами, обзор литературы, собственное творчество. Настоятельно рекомендую!!!

Про Чарльза Диккенса и Джоди Пиколт

Я тут давеча Диккенса хвалила... В принципе, я от тогдашних идей не отказываюсь, и хорошо бы, чтобы среди наших современных писателей появились не только "болезни", но и хотя бы отчасти "врачи" :) Но вот что касается самого Диккенса-писателя, то все мои восторженные эмоции сошли на нет и сменились скукой и раздражением после того, как я перевалила за первую треть "Больших ожиданий". После этого рубикона куда-то испарились и юмор, и психология, и ощущение уверенного накатывания "сюжетного снежного кома"... Вместо всего этого пришли патетика, многословие, бредовость сюжетных поворотов, плоскость и ходульность характеров, не говоря уже о мутном языке и скомканном стиле... Конечно, кое-какие искорки ещё встречались. Самая яркая, наверное, это замечание, высказнное автором-рассказчиком на поминках сестры -- о том, что люди говорили об усопшей таким тоном и с таким выраженим, будто сами они бессмертны, и что это просто ей так не повезло, и что её участью как бы можно заразиться... :) Но после этих поминок уже ничего подобного -- ну, чтобы цепляло, и не припомню...

Конечно, я знаю, что это было написано давно, и тогда "все так писали"... Так вот, во-первых, не все. Джейн Остин писала даже раньше Диккенса, и у неё всё искрит и играет от первой до последней страницы. И вообще, мы ж по гамбургскому счёту меряем, так?.. Так вот, я сейчас читаю современный американский бестселлер, "19 минут", автор Джоди Пиколт. Эта писательница славится тем, что берёт самые "горячие" темы, как у Маяковского: "сегодня в газете, завтра в куплете", у неё -- "в романе". Этот роман (для меня первый) -- о "школьных стреляльщиках". Ну, история школьника, который "слетел с катушек" и пострелял своих одноклассников и учителей (вымышленная, но вполне типичная и "узнаваемая"). И надо сказать, что написано всё это мастерски, так, что не оторвшёшься, или, как тут говорят "page turner" ("переворачиватель страниц")... Тут тебе и психология, и стиль, и умение довести сюжет и характеры "без провалов" до самого конца. И что ещё хорошо? Есть у неё та самая "диккенсовская правильность", когда и автору, и читателю есть на что опереться в моральном смысле. Не просто колейдоскоп ужасных ситуаций и жалких и отвратительных анти-героев... А как в жизни -- если присмотреться, так все, в общем, хорошие люди, и с каждым в принципе можно себя идентифицировать, но, как известно, в жизни может иногда получиться всё очень плохо -- именно, как тут получилось... Так вот, читая её, становится понятно, что, как и почему "пошло не так". Конечно же, не дидактично, не так, что "взять и решить", но хотя бы куда и как думать надо, в каком направлении менять, чтобы предотвратить и уберечь... Вот это литература, а не диккенсовские "страсти-мордасти"... Мы ж по гамбургскому счёту меряем, так? :)