воскресенье, 17 мая 2009 г.

еще о куклах



С удовольствием перепощу статью. http://popyti.livejournal.com/5571.html

Потому что, она ИМЕННО о том, чем мы будем заниматься на семинаре у Нины Осиповой:

Эту статью я писала для журнала "Ваша светлость", который, не смотря на кризис, держится и выходит.

Теперь выкладываю здесь.

ИГРЫ В КУКЛЫ

Все дети играют в куклы. Сейчас - всё больше в плюшевые и пластмассовые, сошедшие с конвейеров игрушечных фабрик. Раньше - в тех, которые им делали из тряпок, бересты, льна и веточек заботливые материнские или бабушкины руки. Но куклы - это больше чем игрушка. И русская народная традиция придавала им огромное значение.

 В традиции куклы всегда учили жить в обществе и взаимодействовать с миром, - говорит Арида, практический психолог с восемнадцатилетним стажем - и каждая из них несёт определённый образ и играет определённую роль". Про кукол, знания о которых она переняла от вятской мастерицы Осиповой Нины Васильевны, Арида может рассказывать часами. Рассказывать не только о форме, но и о смыслах, которые видели в куклах в традиционной народной культуре. К примеру, связки малюток-Кувадок вывешивались у колыбели младенца. Считалось, что они отгоняют злых духов и охраняют ребёнка от дурного глаза. Попутно куколки-Кувадки (или Куватки)  были первыми предметами внешнего мира, с которыми знакомился ребёнок. Яркие, маленькие, разноцветные, а главное, сделанные руками матери или бабки, заряженные их любовью, они помогали маленькому человечку расти и развиваться гораздо лучше нынешних погремушек. Или  зайчики - таких  куколок мама или старшая сестра сворачивала ребенку из лоскутка, чтобы тот не плакал и не скучал, когда оставался один. 

 

Зайчик - друг, которому можно поведать свои тайны, рассказать о том, что на душе твориться, пожаловаться, если что не так. Нянюшку делали малышам, которые уже начинали ходить и выходить из дома на улицу. Считалось, что эта куколка обережёт ребёнка от нечаянных страхов, от встречи с неведомым. А вот кукла Каша - эдакий мешочек с ножками-ручками, красной ниткой перетянутый, ростом с горшочек.

На этой кукле девочки учились варить кашу (красная нить как раз отмечала уровень крупы в горшке) и рукодельничать (наряды для раздетой куклы маленькая мастерица делала сама).  Через такие игрушки дети знакомились с укладом жизни и учились взаимодействовать с миром. Через эту учёба складывалась вся их дальнейшая жизнь - известно ведь, что личность и характер ребёнка определяется к уже трём годам, а к пяти складывается окончательно. А игрушки, которые сопровождают ребёнка, во многом определяют, кем он  вырастет: цельным уравновешенным человеком или тревожным невротиком. "Кукла для малыша должна быть маленькой, такой, чтобы он мог её видеть всю, целиком, - говорит Арида. - И традиционная игровая кукла - именно такая. Сегодняшние родители зря стремятся купить игрушки получше и подороже, ведь они - мёртвые, пустые. Для ребёнка будет намного роднее куколка из тряпочек, скрученная любящими материнскими или бабушкиными руками.  В старину считалось, что игрушка для ребёнка до четырёх лет должна быть тёплой, из ткани или дерева. Холодной на ощупь игрушкой можно было, по поверью, "застудить душу". 

     Помимо игровых кукол, в народной традиции различали обрядовые, обережные, целительные куклы. Появляясь в жизни человека с его рождением, они оставались непременными участниками всех событий. Кукол-Пеленашек крутили из тряпочек перед появлением младенца. Куклы-Лихоманки, которых сжигали на масленичном костре, забирали с собой всевозможные несчастья и болезни.



Январская кукла-Коляда помогала с исполнением желания, загаданного на год, и блюла общий достаток в доме. Куклу Зернушку-Крупеничку, которая делалась из мешочков с крупой, шили на осеннее равноденствие. И она стояла-красовалась на обеденном столе до следующего посева, напитываясь атмосферой дома своих хозяев.    "В традиционном укладе применяли несколько сотен кукол, - говорит Арида. - И у каждой из них была своя роль. Роженицу делали в помощь рожающей матери, Кормилку - в помощь кормящей, Желанницу - для исполнения желаний, шестирукую Филипповку - как помощницу по хозяйству, чтобы в доме были чистота, порядок, уют. Занятие это было женским, но и мужчины понимали в куклах. Когда в дом приходила молодая жена, именно свёкор осматривал кукол, которые она приносила с собой. И по ним видел, что из себя представляет будущая мать его внуков".   И действительно, при всей, вроде бы, незатейливости конструкции, - тряпочки, палочки, нитки - кукла требует определённого настроя и состояния сознания. И если настрой не тот - кукла выйдет кривая. Убирая эту "кривость", раз за разом "налаживая" куклу во время работы с ней можно "поладить" и собственные искривления. А заодно разобраться в своих представлениях о людях и отношениях в семье, о счастье и достатке. А как только получилась красавица, радующая душу - значит, изменилось что-то и в мастерице, из чьих рук эта красота вышла.

     Насколько чётко куклы диагностируют характер и состояние, я увидела, когда училась крутить тряпочных кукол на занятиях у Ариды. Потрясающая экспресс-диагностика! Моя первая Кормилка получилась уставшей и измождённой - эдакая  заморенная многодетная мамаша, которая кормит, как долги отдаёт. Но пока я смотрела на неё и соображала, какие-такие долги меня измотали, кукла выправилась, выпрямилась, и вот уже у меня в руках - баба в силе. И кормит она не потому, что должна, а потому, что может. Предназначение у неё такое.



И уже вторая Кормилка, которую я сделала на следующий день, получилась развесёлой, полной сил первородкой.  Моя первая Нянюшка вышла заполошной кулёмой, которая сама всего боится. Зато следующая - настоящий предмет Силы



. И то же самое происходило с другими участницами занятий - не смотря на одинаковую форму, у каждой получалась кукла со своим образом, со своим содержанием, созвучным состоянию мастерицы.

Вот цитаты из сообщества tn_kukla: "Смотрю на Барби,они жёсткие, холодные, а тряпочные куклы такие мягкие и теплые. А ведь через кукол передается образ мира. Так какой образ закладывается у малыша, который играет с холодной Барби, да и вообще с пластиковой куклой?"

"У маленькой дочки моей подруги много игрушек, но она с ними мало играет, может бросить, а может и оторвать что-нибудь. А вот куклу, что мама сделала, она взяла осторожно, бережно. Посмотрела, поулыбалась, прижала к себе, а потом начала играть. Ощущение, что чувствует - кукла непростая".

"Пока я знаю не так много кукол, но уже влюбилась в Кувадок - маленьких обережных куколок, жительниц мира любви! Несколько недель подряд по выходным скручиваю три-пять Кувадок, обвесила ими машину мужа, постель сына, потом раздаривала знакомым. Поразительно, как встречают Кувадок те, кому я их дарю. Потрясающий душевный отклик!"  

Годах в пятидесятых прошлого века психологи признали то, о чём говорили эзотерики: поведение человека нечто большее, чем проявление инстинктов и подавленных желаний. И сегодня в России появилось множество последователей различных психологических методик, призванных помочь человеку наладить отношения с миром и обществом: психодрама, гештальт-терапия, экзистенциальная терапия, телесно ориентированная терапия. Но не изобретают ли современные психологи велосипед, на котором уже "катались" наши предки?  И русская этнография в этом не уникальна - любая народная культура, будь то индейцы или эскимосы, несёт в себе способы очищения психики и сознания. "Этнопсихология изначально приспособлена под нужды того или иного народа, она - часть культуры жизни общества", - отмечает Арида. И добавляет, что за свою практику перебрала множество методик и на собственном опыте убедилась: то, что заложено в русской народной психологии при работе с нашими соотечественниками срабатывает гораздо лучше и органичнее, чем методы, придуманные психологами-иностранцами. И трёхчасовая работа над куклой способна дать такое очищение души, которое не получишь и за несколько сеансов психоанализа.   

 

К слову

Помимо прочего, традиционные славянские куклы несли в себе космогонические и мифологические образы. Как отмечает в своей книге "Текстильные обрядовые куклы" минская кукольница Зинаида Ивановна Зимина, двойная кукла Козьма и Демиан отражает представление славянского мифа о "близнецах", известного едва ли не всем индоевропейским космогоническим системам. А в кукле для свадебного пирога, где на веточке с двумя развилками расположены фигурки жениха и невесты, отразилось Мировое дерево - своеобразная модель Вселенной и Небесный мир, и Земной, и Подземный.

Традиционные славянские куклы не имеют лица. И это не случайно - считалось, что кукла находится на границе между миром людей и миром духов. Именно это делало её предметом очистительной и защитной бытовой магии. Кроме того, соблюдалась своеобразная "техника безопасности" - по традиционным представлениям самых разных народов считалось, именно через рот, глаза и нос в изображения вселяются духи. Изготавливая обрядовую куклу, женщина эмоционально настраивалась на определённое состояние, верила в силу "сделанного". Ритуальную куклу усиливало то, что при её изготовлении читали заговор, иногда - до конца и ни разу не сбившись точно в течении времени изготовления куклы. Ну чем не медитация, останавливающая внутренний диалог и концентрирующая на нужной проблеме!

Почему и как мы притягиваем несчастья?

Бывает, что человека всю жизнь преследуют несчастья. Не невезения, типа порванных колготок или ушедшего автобуса, а именно несчастья или настолько тяжелые события, что диву даешься, как он еще может держаться и даже улыбаться: "Ничего, что не нас сломит, то - закалит".

Но даже очень мужественным людям всегда хочется разобраться, чем же они прогневали богов, что навлекли на себя такое? И существует ли фатум с кристальной твердостью ставящий одного человека на путь счастья, а другого на путь страданий?

Многое пришлось пережить 36 летней Алине, которая похоронила родителей, первого мужа, внезапно погибшего в самом расцвете сил в автомобильной катастрофе. Первая беременность закончилась выкидышем, а после второй она саму чуть было не погибла от занесенной во время родов инфекции. Алина не унывает - она замужем во второй раз, рада, что ребенок жив и здоров, развивает собственный бизнес и верит в лучшее. Но, нет-нет, да и сжимается сердце от страха за близких и всплывает в голове жестокий вопрос - за что?

А вот 40 летняя Варвара в результате схожих событий от замужества отказалась. Дважды вдова, она сказала, что чувствует, как над ней довлеет тяжелый рок. "Я больше не могу ставить под угрозу жизнь еще одного человека", говорит женщина, едва сдерживая слезы. Можно только догадываться, какой ценой далось ей это решение.

По сравнению с историями Алина и Варвары можно сказать, что Светлане повезло. Она не теряла близких - только деньги. Но как! Семейное наследство пропало в руках мошенников-адвокатов. Первую машину угнали через неделю после покупки. На второй попала в аварию без возможности восстановления. Вложенные в бизнес друзей деньги пропали вместе с друзьями. А кошельки Светлана теряла уже раз двадцать.

Чем объяснить происходящее с девушками? Злым роком, отягощенной кармой, или невероятными совпадениями проистекающими, скорее, из свойств характера? Никто не может со стопроцентной вероятностью утверждать, зачем даются человеку несчастья. И все же кое о чем задуматься стоит.

Все преодолею!

Психологическая программа с таким названием и смыслом нередко закладывается в сознание детей родителями, которые сами привыкли мужественно преодолевать трудности. Более того, считают, что без трудностей жизни не бывает. Нашим родителям действительно ничего не доставалось легко, поэтому они воспитывали нас соразмерно собственному опыту. Люди старшего поколения до сих пор с сомнением воспринимаю тезис "человек рожден для счастья", им кажется, что хорошую жизнь можно заработать только ценой невероятных усилий. Воспитанные в духе борьбы дети продолжают нести тяжкий крест родительской программы, но только у них, как у последующего поколения, по особым законам психологической преемственности все эти вещи работают с удвоенной силой.

Если твоим родителям все доставалось с большим трудом, право жить легко тебе придется в буквальном смысле слова отвоевывать с боем. "Я до сих пор не говорю маме, что имею автомобиль, ставлю машину за квартал от дома и прихожу пешком!", рассказывает сороколетняя Ингрида. "У мамы есть убеждение, что машину можно купить, только воруя. У нее самой никогда не было ничего дороже искусственной шубейки. Всю жизнь проработала на фабрике, а теперь живет на крошечную пенсию. Весть о том, что я купила квартиру в центре Риги, повергла бы ее в шок. Вот и приходится хитрить!". На самом деле Ингрида тоже хитрит. В приватной беседе она рассказывает подругам, что мамин зоркий взгляд цепко ухватывает каждую новую вещь дочери и буквально поглощает его глазами. После этого вещь обычно ломается, теряется или рвется. Можно ли назвать это завистью к успехам дочери или Ингрину маму природа наградила "черным глазом"? Скорее всего, и то и другое. Не видя ничего хорошего в собственной жизни и мазохиски упиваясь нищетой эта женщина живет тем, что ненавидит богатых и даже собственную дочь - сумевшую заработать благосостояние. Она никогда не согласится признать, что у той может быть другая, лучшая чем у нее судьба, ведь это бы значило, что ее собственная жизнь прожита бестолково и зря. Вот и приходится Ингриде разыгрывать перед родной матерью маленький спектакль и переодеваться в машине в потрепанные вещи десятилетней давности. Но она, по крайней мере, осознает, что делает. А сколько людей живут несчастливо даже не догадываясь, что тем самым "подыгрывают" собственным родителям-неудачникам?

К счастью, для решения этой проблемы не требуется многого. Достаточно поразмышлять и признать, что в своей жизни ты повторяешь родительский сценарий и осознанной отказаться от него. Хотя такое признание дается с трудом. Мы привыкли считать родителей едва - ли не святыми, а любое действие связанное с их осуждением - кощунством. Потому даже большие дети скорее согласятся страдать, чем просто сказать во Вселенную: "Я не мама, мама - не Я. Моя судьба в моих руках! Я выбираю свободу!" А зря..., ведь зачастую по наследству мы принимаем не только установки и ценности, но и целые судьбы.

Переплетение судеб

Объяснить законы преемственности взялся величайший психолог нашего времени Берт Хелленгер. Его системная семейная терапия изучает особенности родственных взаимоотношений и, в частности, выявляет причины больших неудач. Хелленгер выявил и доказал существование семейной совести, особого рода энергии, регулирующий баланс между добром и злом в масштабах одного человеческого рода. По мнению Хелленгера семейная совесть всегда встает на защиту слабого и незаслуженно обиженного, а дети в той или иной мере отвечают за грехи и деяния своих предков, что и является причиной казалось бы незаслуженных бед. Выявить семейные переплетения помогают так называемые семейные расстановки. Людей, как шахматные фигурки, расставляют на своеобразном поле человеческих судеб и руководствуясь законами пространственной геометрии пытаются обнаружить болевые точки рода.

Дед Инары в сороковые годы прошлого века выгнал из дома свою старшую дочь. Та забеременела от недостойного, по мнению семьи, человека. В результате женщина потеряла ребенка и сама вскоре умерла от болезни, не имея денег на оплату лечения. Наследство - дом и большой участок земли единолично достался младшей дочери, матери Инары, получается, она невольно воспользовалась изгнанием сестры в своих целях. С детства Инару преследовали беды. В возрасте 5 лет она чуть не умерла от волчанки, дважды тонула, попала в аварию и потеряла селезенку. Брак с красавцем Айваром завершился болезненным разводом, а ребенок рожденный в браке не прожил и двух дней. Плюс ко всему тяжело умирала от рака мать. Горе и беды привели Инару к семейному терапевту практикующему метод Хелленгера. В результате выяснилось, что своей нечастной судьбой Инара платит за незаслуженные обиды своей родной тетки, о существовании которой она даже толком не знала. Чтобы "закрыть" чудовищный счет потребовалось немного - всего-лишь признать ее существование и от имени рода попросить у несчастной женщины прощения. Инара сумела найти могилу тети и возложила на нее цветы. После этого беды, как по волшебству, отошли в сторону. Появился интересный поклонник, стала налаживаться личная жизнь, пошла на поправку мама, а злополучный земельный участок наконец-то удалось продать под капитальную застройку. Только в сорок с небольшим Инара вздохнула спокойно, а так бы и жила отмахиваясь от одной беды и вступая в другую.

Берт Хелленгер особенно заостряет внимание на том, что мы не можем искупить вину перед предками, но способны признать факт семейной несправедливости, и тем самым закрыть счет.

От случайной любовной связи у Владимира родилась дочь. Мать ребенка ничего не требовала от отца, но Владимир жестоко обошелся с ней, обвинив женщину в корысти и обмане. С тех пор дела у некогда успешного бизнесмена пошли на убыль. Еле-еле сводя концы с концами Владимир пытался найти выход из положения, но все усилия были тщетны. Зато брошенная женщина сумела подняться и из скромной служащей превратилась в бизнес-вумен. Однажды Владимир встретил ее на улице. Он шел пешком, она садилась в дорогой автомобиль. Она подошла к нему и сказала, что благодарна за ребенка и все время мечтала только об одном - услышать его голос в телефонной трубке, который бы спрашивал, как дела у маленькой дочери. Владимир не услышал женщину. Прошло еще пять лет, полных бед и лишений. Однажды судьба привела его к семейному терапевту. "Признай свою дочь!", сказал семейный терапевт. Мужчина расплакался и протянув руки вперед, к воображаемому ребенку сказал: "Ты моя дочь! Я рад, что ты есть! Прости меня!". С того момента его дела снова пошли в гору.

Чтобы разобраться в семейных переплетениях обычно требуется семейный психотерапевт. Но даже без него ты можешь многое сделать для своего рода, если восстановишь в памяти и создашь на бумаге собственное генеологическое древо. Как его делать ты, наверняка, знаешь. Самые старшие из известных тебе родственников образуют вершины пирамиды, а их дети, внуки и правнуки подобно ветвям устремляются вниз. Семейная пирамида по Хелленгеру это нечто большее, чем генеологическое древо. В нем, например, учитываются нерожденные и умершие дети, а также указывается, кто как жил, какой смертью умер и в каких отношениях был с другими членами рода. Если ты возьмешься выполнить такую работу, то почувствуешь какой это адский труд. Кого-то из родных тебе будет легко вспоминать, а имя кого-то даже рука будет с трудом выводить на бумаге. Это все не случайно, ведь за каждым кружочком в древе стоит человек с непростой судьбой, целым клубком чувств, поступков и желаний. Перебирая в памяти жизни предков ты увидишь закономерности и судьбоносные параллели. Если судьба кого-то из родственников сильно напоминает твою, присмотрись повнимательнее, может этого человека в твоем роду незаслуженно обидели или предали забвению?

Создавать древо необходимо с любовью, это труд души. Хорошо если в твоем доме в это время будет гореть свеча, а сама ты накануне или после посетишь церковь и закажешь о родственниках молебны. После выполнения работы мысленно обратись к родственникам и скажи, что ты любишь и принимаешь каждого из них, скорбишь об их лишениях и радуешься за их достижения. Скажи, что для каждого из них в твоем сердце имеется место и ты горда быть продолжением рода. Почувствуй себя принадлежностью большого целого - родового древа! После такой работы ты сможешь вздохнуть легко! Это и будет твоим первым опытом семейной расстановки. Я не встречала человека, которому создание родового древа и искреннее признание предков не дало бы дополнительного ресурса и не распутало бы клубки множества неудач. Попробуй!

Откажитесь от программы!

Если ты предполагаешь, что можешь быть носителям какой-то конкретной установки, типа "жизнь без трудностей не бывает" и хотела бы от нее избавится выполни упражнение из телесно-ориентированной психотерапии. Найди в своем теле область, которая как тебе кажется, заключает в себе эту установку. Положи на нее руку, нажми посильнее. Вспомните, какие слова о счастье и несчастье тебе говорили в детстве, прокрути их перед собой быстро, словно бегущую строку на воображаемом белом экране. Твоя строка бежит слева направо? Естественно, как и все в этом мире течет из прошлого (левая сторона) в будущее (правая). А теперь сконцентрируйся и представь, что строка разворачивается и начинает бежать справа налево. Не обязательно видеть буквы, достаточно понять, что движение есть. Пока строка убегает обратно, тело, скорее всего, начнет расслабляться, а в напряженной зоне, на которой ты держишь руку начнет появляться жар. Все это время обязательно дыши! Не в коем случае не задерживай дыхание и если захочется плакать - плачь! Когда строка "убедит", а тело расслабиться сделай глубокий выдох! Отряхните руку, улыбнись! С этого дня ты можешь жить свободно!

Создание обстоятельств.

Бывает, что цепочка несчастий это не более чем цепочка неверно принятых решений. Чтобы понять, что это действительно твой случай, попробуй сделать следующее - выпиши на бумагу все произошедшие с тобой неприятности и подумай, так ли уж случайно они было? Варвара, о которой я рассказала вначале статьи была уверена, что ее преследует злой рок. До тех пор, пока я не спросила ее, при каких обстоятельствах погибли оба супруга. Оказалось, что первый был профессиональным игроком. Его застрелили в шальные 90-е во время перестрелки в казино. После такого женщина, естественно, захотела покоя и приняла руку и сердце человека на двадцать лет старше себя. Сердце не выдержало. Такой ли уж незакономерной кажется судьба Валерии? Но человеку легче списывать события на злой рок, фатум, карму, родовое проклятие, чем просто подумать о последствиях своих поступков.

Вот и мы, порой принимаем предложения мужчин с которыми просто невозможно стать счастливыми в силу их невыносимого характера, устраиваемся на работу или поступаем в вуз заведомо зная, что "не потянем", едем отдыхать в жаркие страны, не перенося духоты и влаги, а потом удивляемся, что на нас одна за другой валятся напасти. "Семь раз отмерь, один раз отрежь", гласит народная мудрость. И ведь не зря гласит...

Притягивание событий

Глубинной психологии известны случаи, когда человек бессознательно, а иногда и вполне осознанно притягивает трагические события, чтобы испить особый, горький мед страданий и наслаждения. В детстве маленькая Илона проводила лето у бабушки в деревне. Особое впечатление на девочку производили похороны, в которых по деревенской традиции разрешалось участвовать и детям. Став старше Илона стала интересоваться символикой смерти, примкнула к молодежному течению готов. Первая любовь оказался наркоманом. Несколько лет мучений, попытки спасти расколотую на части личность, расставание. К 25 годам преуспевающий менеджер туристической фирмы Илона полностью завязавшая с прошлым была готова выйти замуж, родить детей и жить спокойно и счастливо, но вот беда - достойного претендента все не находилось. Зато в избытке приставали на улице наркоманы, пьянчужки и уголовники. Вовремя спохватившись, Илона обратилась за помощью ко мне. Даже беглого взгляда на девушку было достаточно, чтобы понять, что Илона все еще несет на себе глубинный отпечаток духа смерти. Слишком долго она была рядом с ней. Бессознательно на этот посыл отзывались соответствующие личности, а нормальные парни обходили стороной. Илону пришлось в буквальном смысле слова возвращать к жизни. Учить видеть во всем позитив, обращать внимание на красоту мира, сменить привычную черную одежду на более соответствующую - яркую и молодежную, а главное - снять с лица маску напряженного ожидания беды. Вскоре девушка вышла замуж, а в ее гардеробе наконец-то появилась одежда ярких цветов.

Снимаем маску!

Подойди к зеркалу и взгляни на себя. Что ты видишь? Если бы ты могла дать этому выражению лица определение, каким бы оно было? Если на твоем лице закрепилась маска тревоги, усталости, ожидания, претензии, осуждения, вины или несчастья (с подтекстом "и, как же вы не понимаете, как много мне пришлось пережить?") стоит ли удивляться, что мир отзывается на твой призыв и отвечает тем же? Приложи теплые ладошки к лицу, отогрей его! Зачерпни полную пригоршню теплой воды и сказав воде: "Я смываю с лица боль, напряжение, маску жертвы.", и все что хочется смыть, умойся. Посмотри на себя в зеркало. Изменилось ли что-то? Делай это каждый день перед сном. Смыв маску, смоделируй себе другое, мягкое и открытое выражение лица, мысленно и не один раз представив, какой бы хотелось быть. Важно снять с себя любую маску! Позиция - "а мне все нипочем", тоже не более чем "хорошая мина, при плохой игре". Человек с такой позицией тоже бессознательно провоцирует судьбу на испытание. Сильного всегда хочется проверить на прочность, правда? А если допустить мысль, что с тем же рвением нас может проверять судьба? Светлана с завидным постоянством теряющая деньги любила повторять - "Деньги - мусор! Потеряю - еще заработаю!". Не даром говорят, "каждому дается по силе его", вот она и теряла и зарабатывала, и теряла... И хоть это не значит, что в жизни позволено быть слабости, но и провоцировать судьбу тоже не стоит. Целее будем!

Расчисти пространство или "не дано, не делай и делай, что дано"!

Иногда, хотя и довольно редко, большие неприятности это своеобразная "зачистка местности", когда судьба твердо и уверенно корректируется кем-то свыше, чтобы подготовить человека к исполнению своей миссии. Как правило, этому предшествуют более мягкие "предупреждения" и если человек их не слышит, начинается террор. Так было в жизни 32 летней Ксении, потомственной целительницы, которой бабушка завещала с тридцати лет начинать лечить людей. Ксения, кстати, врач по образованию, бабушкин завет проигнорировала, хотя начиная с двадцати восьми судьба подкидывала ей одну удачную возможность за другой. Любимый приглашает поехать в Тибет, а она выбрала Париж. На работе предложили пройти курс обучения аюрведе, а она отказалась - некогда. В тридцать Ксения поскользнулась на катке - сотрясение мозга привело к частичной потери слуха и зрения. Любимый мужчина, почти жених, с которым уже обсуждался день свадьбы, отказался от нее: "Не буду жить с калекой". Официальная медицина тоже оказалась бессильна. Оправившись от страшных испытаний Ксения все-таки пришла в лоно нетрадиционной медицины. Обостренное восприятие помогло осознать - я могу лечить руками. Через год к ней вернулось зрение, постепенно восстанавливается слух.

Соблюдайте технику безопасности.

Людям, которые переживали цепочку несчастий и глобальных неудач стоит соблюдать особые правила "психологической безопасности". Вот они.

1. Каждое событие необходимо переживать до конца и с максимальной эмоциональной отдачей . Это значит, что если тебе тяжело, больно, обидно и хочется рыдать, забиться в угол, никого не видеть, в ярости разбить что-нибудь - позволь себе это и не думай о том, как это выглядит со стороны и насколько это уместно. Боль надо переживать до конца. Не выстраданная боль имеет свойство оставаться в теле в виде особых эмоциональных блокировок, которые со временем могут привести к болезни и расстройству психики. Зачем наживать себе еще и это?

2. Не ставить тяжелое событие в ряд с другими событиями прошлого, а относится к нему, как к отдельному и случайному. Как часто мы говорим: "Вот и еще одно несчастье пришло в мой дом". Но "еще одно", это значит, что имеет место цепочка событий. А в цепочке всегда могут появится новые звенья. Поэтому усилием воли заставляй себя не ставить в ряд одну беду с другой, даже если они очень похожи. Говори себе - это случайность! Пусть еще одна, но случайность! Я не должна и не буду несчастной! И уже от этого станет намного легче.

3. Всегда находить в событии какой-то позитив . Чего бы это не стоило! Благодари судьбу и Бога за любое испытание, памятуя о том, что это не наказания, а урок. Христианская психология (особое ответвление практической психологии, базирующееся на экзистенциальных принципах) использует благодарность, как одну из самых мощных психологических техник. Человек, который способен произнести благодарность за любое, даже самое тяжелое испытание светлеет душой и выходит на совсем иной уровень сознания. Попробуй и ты с благодарностью принять свою жизнь, ведь что бы не случилось - она твоя и она прекрасна!

Елена Шубина