пятница, 31 июля 2009 г.

Психология цвета в рекламе



Психологами установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой. Цвет существенно влияет на психоинтеллектуальное состояние человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека, а именно:



- вызывают психологическую реакцию:

- подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года и т.д.;

- имеют физиологические последствия, как положительные или отрицательные оптические раздражители;

- прикасаются к ощущениям: удовлетворение, приятный внешний вид и т.п.;

- "взывают" к чувствам: придают объемность среде и предметам.



Как показывают специальные исследования, 80% цвета и света "поглощаются" нервной системой и только 20% - зрением.



Между цветовым решением рекламы и естественным восприятием человека существует определенная зависимость. Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации.



Когда видишь хорошие рекламные фильмы, листаешь буклеты, разглядываешь плакаты, непременно обращаешь внимание на выразительность цветовых и пространственных решений. Все продумано до мелочей. Все очень красиво, все работает на цель - привлечь внимание, заинтересовать рекламируемым товаром. Цвет и форма эмоционально воздействуют на человека.



Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить.



Влияние цвета на потребительский выбор можно проиллюстрировать следующим экспериментом. Домохозяйкам дали продегустировать четыре чашечки кофе, стоящие рядом с коробками коричневого, голубого, красного и желтого цвета. Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторы об этом не знали. Результаты: 75% испытуемых отметили, что кофе, стоящий рядом с коричневой коробкой, по их мнению, слишком сильный. Около 85% испытуемых сочли кофе, стоящий рядом с красной коробкой, самым ароматным и вкусным. Почти все утверждали, что кофе, стоящий рядом с голубой коробкой, мягкий, а тот, что стоял рядом с желтой коробкой - слабый.



Специалисты исследовали влияние цвета на восприятие человека, ассоциации, вызываемые им в национальных средах разных стран. Оказалось, например, что цвет означает или символизирует:



- красный: в Америке - любовь, в Китае - доброту, праздник, удачу, в России - высокую активность, агрессию, борьбу, в Индии - жизнь;

- желтый: в Америке - процветание, в России - солнечность и разлуку; в Сирии - траур, смерть, в Индии - великолепие,

в Бразилии - отчаяние;

- зеленый: в Америке - надежду, в Китае - роскошную жизнь, в Индии - мир и надежду;

- голубой: в Америке - веру, в Индии - правдивость, в Китае - один из траурных цветов;

- синий: в России - ночной покой;

- фиолетовый: в Индии - печаль и утешение, в Бразилии - печаль;

- белый: в Америке - чистоту и мир, в Китае - подлость, опасность, траур; в Европе - молодость;

- черный: в Америке - символизирует сложную, чрезвычайную ситуацию, в Китае - честность.



Наиболее популярны цвета:



- красный: в России, Ираке, Мексике, Норвегии;

- оранжевый: в Голландии;

- желтый: в Китае;

- зеленый: в Австрии, Болгарии, в Мексике, Австралии, Ирландии, Египте;

- голубой: в Индии;

- белый: в Мексике;

- коричневый: в Болгарии.



Огромное внимание влиянию цвета на восприятие человека и его психическое состояние уделял швейцарский психолог Макс Люшер. Он установил, что определенный цвет вызывает у человека вполне определенные эмоции. Например, желто-красные тона создают чувство взволнованности, возбуждения, активности. Синие, серые цветовые тона, напротив, действуют успокаивающе.



Черный или серый цвет обладает значением изысканности, культурности. Он как бы противостоит всей гамме вульгарных красок. Но одновременно все активнее выступает яркий цвет как знак эмансипации, каникул, свободы. Цвет становится важным элементом общего решения внешнего вида вещи и ее рекламного образа. Краски соотносят друг с другом и со средой и именно это имеют в виду, когда говорят об их "функциональности".



В ряде европейских стран все более отчетливо усиливается противостояние табачной и алкогольной рекламе, в том числе и путем ограничения цветовых решений. Известны случаи, когда законодательным порядком табачная и алкогольная реклама допускается исключительно в черно-белом цветовом оформлении.



В перечислении возможных вариантов покупательского поведения крупный шрифт красного или голубого цвета на белом фоне будет описывать желательное поведение, а мелкий черный шрифт в том же ряду - нежелательное. С точки зрения психологической эффективности наиболее удачны желтый, бирюзовый, сине-фиолетовый и рубиновый цвета.



Считается, что если цвета, наиболее часто встречаемые в магазинах России, расположить по степени воздействия на внимание покупателей, то распределение по степени эффективности привлечения внимания будет следующим (в %):



сине-фиолетовый - 100;

темно-синий - 90;

бирюзовый - 85;

интенсивно-лимонный - 60;

черный - 47;

темно-фиолетовый - 42;

желтый - 22;

голубой - 17,5;

синий - 14,5;

коричневый - 9,5;

рубиновый - 7,5;

красно-розовый - 3,5.



Считается, что у всех цветов есть дополнительные свойства, присущие им от природы либо приписываемые образом, в котором они используются. Приведем некоторые медицинские, физиологические и психологические характеристики цвета:



- красный: теплый и раздражающий, стимулирует мозг, символ опасности и запрета, показывает деятельный настрой. "Уменьшает" поверхность, окрашенную в этот цвет, и создает чрезмерную напряженность. Красный выбирают люди эмоциональные, влюбчивые, сексуальные. На малых поверхностях может сочетаться с бирюзовым или серым;



- оранжевый: жизнерадостный, импульсивный, учащает пульс, создает чувство благополучия, свидетельствует о реализме. Его теплота, часто в сочетании с синим как дополнительным цветом, делает его приемлемым на небольших поверхностях, особенно для такой "холодной" по своей природе продукции, как инструменты, машинное оборудование и т.п.;



- желтый: стимулирует мозг, привлекает внимание и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета. Желтый, оранжевый цвета выбирают жизнерадостные, импульсивные люди. Яркость этого цвета вызывает нарушение психического равновесия, поэтому его не рекомендуется использовать на больших поверхностях и лучше применять в сочетании с зеленым;



- теплый желтый (цвет яичного желтка): дружеский, теплый, приятный;



- светло-желтый (лимонный): холодный, "кислый", отталкивающий, вызывает чувство незначительности, бесцветности;



- золотистый: олицетворяет стремление к власти и демонстрации своего превосходства;



- зеленый: успокаивает, снимает боль, усталость, уравновешивает, олицетворяет свежесть и естественность. Зеленый выбирают люди способные и уравновешенные. Сам по себе вызывает ощущение "обделенности" и создает вялую атмосферу, поэтому должен

использоваться в сочетании с белым или синим;



- голубой: антисептичен, эффективен при невралгических болях;

- синий: создает внутреннюю силу и гармонию. Синий выбирают люди меланхоличные и разочарованные. Свежесть этого цвета в сочетании с его успокоительным влиянием помещает его в ряд желательных цветов, поскольку он разряжает стресс;



- фиолетовый: действует на сердце, легкие, кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани, "примиряет" чувства между собой. Будучи дополнен зеленым или бирюзовым цветом, расслабляет и одновременно "провоцирует". Фиолетовый выбирают люди, в жизни которых наблюдается период неустойчивости;



- белый: символизирует чистоту. Для него характерно "самоустранение" его собственной силы, поэтому его лучше использовать в сочетании с синим, красным или зеленым;



- бежевый: олицетворяет "седину";



- бирюзовый: холодность этого цвета делает необходимым его использование в сочетании с красным. Таким образом он становится нейтральным и приемлемым во многих случаях;



- багровый: с ним связывают полноту и насыщенность;



- коричневый: вызывает ощущение стабильности и реалистическое настроение. Коричневый выбирают люди, находящиеся в периоде стабильности, но не желающие ничего менять (консервативные). "Тяжелый" по своей природе, он может быть использован в сочетании с родственными ему оттенками или темно-голубым цветом;



- черный: символизирует изящество;



- светло-голубой: создает холодное и отталкивающее впечатление;



- розовый: ощущение слабости, пустоты, а часто и слащавости;



- светло-зеленый: придает холодность окружающей среде.



Специфика высококачественных товаров и предметов роскоши лучше подчеркивается сочетанием черного с красным или золотистым. Свежесть - холодными цветами: желтым, синим или зеленым. Не случаен выбор, например, цвета зелени для молочной продукции, голубого - для продуктов моря, коричневого - для керамики, "смелых" цветов (оранжевого, например) - для промышленных товаров, ярко-синего или голубых оттенков красного - для ювелирных изделий.



По степени ухудшения восприятия цветовые сочетания располагаются в следующем порядке: синий на белом; черный на желтом; зеленый на белом; черный на белом; желтый на черном; белый на черном; зеленый на красном; синий на белом; красный на желтом; белый на синем; красный на белом; синий на желтом; оранжевый на черном; желтый на синем; зеленый на белом; оранжевый на белом; белый на зеленом; красный на зеленом; коричневый на белом; белый на коричневом; коричневый на желтом; желтый на коричневом; красный на белом; белый на красном; желтый на красном.



Специальными исследованиями установлено, что количество используемых цветов непосредственно влияет на эффективность воздействия рекламного сообщения. Если эффективность восприятия черно-белого изображения принять за 100%, то эффективность двухцветного возрастает на 20%, а многоцветного - на 40%.



Существенным фактором для создания нужной атмосферы при восприятии рекламируемого товара является температура цвета, которая также оказывает психологическое воздействие на покупателя. Так, если теплый белый цвет (до 500 люксов) создает спокойную и, скорее, вялую окружающую среду, более холодный и нейтральный белый цвет подчеркивает активный настрой и более приемлем для мест непосредственной продажи.



Более точной передаче цветовых оттенков при использовании осветительных приборов способствует применение специальных цветофильтров.



Обычно рекомендуется применять в рекламных целях не более двух различных цветов, которые, однако, можно разнообразить за счет родственных им оттенков, поскольку такое родство создает ощущение цветовой последовательности и не раздражает зрения.



Невозможно дать приемлемого во всех случаях рецепта применения цветовой окраски. Это связано с тем, что вызываемое цветовыми сочетаниями психологическое воздействие дифференцированно для различных людей, в поведении которых существенную роль играют культура и традиции.



Человек, обладая совершеннейшей системой цветовосприятия, разработал различные способы использования цветов для личных и профессиональных нужд, а также в целях развлечения.



Реклама становится более успешной при правильном использовании цветовой гаммы, которая со временем становится фирменной цветовой гаммой.



Несколько слов о психологии формы



Воздействие определенных форм на человека было замечено еще в глубокой древности. Позднее специальными исследованиями было научно установлено, что форма, как и цвет, эмоционально воздействует на человека. Доказано, что форма экрана, на котором располагается объект, определенным образом организует процесс поиска на нем слабозаметных сигналов. Точно так же организующим влиянием обладает и форма изобразительной поверхности.

Квадратная, прямоугольная, круглая, овальная, треугольная плоскости по-разному распределяют внимание зрителя. Простые геометрические формы быстрее воспринимаются зрителем и лучше запоминаются по сравнению со сложными неправильными формами.



Выбирая ту или иную форму листа, художник может заранее акцентировать внимание будущего зрителя на его определенных зонах. Установлено, например, что углы квадрата перцептивно оказываются очень активными зонами. Не случайно сложилась традиция рисования портретов в овале: углы не должны отвлекать внимание от главного - изображения лица.



Психологам хорошо известны некоторые приемы привлечения внимания людей за счет формы, придаваемой объекту восприятия. В частности, эффективным способом привлечения внимания является выделение по какому-нибудь признаку одного элемента среди других. Так, наиболее выступающий угол четырехугольника становится независимо от его пространственного положения местом концентрации внимания. Исследованиями установлено, что даже непредметная форма может привлечь внимание и произвести сильное впечатление.



Определенное воздействие на восприятие информации оказывают формы линий. Считается, что вертикальные или горизонтальные прямые линии ассоциируются со спокойствием, ясностью и даже солидарностью, а изогнутые - с изяществом и непринужденностью. Однако это справедливо в определенных условиях, например, чем чаще горизонтальные или вертикальные линии и чем контрастнее цвета, выбранные для их изображения, тем более неприятные, вплоть до головокружения, ощущения они производят. Эти особенности проявляются, если зритель находится в стрессовом состоянии.



Зигзагообразные линии передают впечатление резкого изменения, концентрации силы, быстрого высвобождения энергии.



Несбалансированные формы вызывают ощущение дискомфорта.



Незамысловатые и симметричные формы "прочитываются" гораздо быстрее других, привлекают внимание.



Практические навыки использования цвета в интерьере, одежде, семейной гармонии и личных взаимоотношениях вы можете изучить в дистанционном курсе "Психология цвета и цветоведение". Его можно пройти в составе индивидуальной программы обучения, в удобном для себя темпе и без отрыва от основной профессиональной деятельности .



COPYRIGHT 2003 © Элитариум: Центр дистанционного образования (www.elitarium.ru).

(Некоммерческое использование любой части этого материала возможно только с явно видимой активной ссылкой на Элитариум, как на источник первой публикации.)

КАК ЛЮБОЙ КРИЗИС ПРЕВРАТИТЬ В БОЛЬШУЮ ПОБЕДУ

Всякая непростая ситуация отличается тем,что в ней проверяется человек: высвечиваются все его

слабости или наоборот,открываются новые интеллектуальные возможности.Идет проверка способности человека подняться над обстоятельствами и противостоять превратностям судьбы.

Главное,что нужно понять на внешнем уровне-в нашем мире нет ничего постоянного, в том числе постоянного взлета ,успеха или падения. Кризис дает человеку шанс реализовать новые возможности.

В китайском языке слово кризис состоит из двух иероглифов"-опасность" и "шанс".

Это значит,что если правильно пройти этот период,то появляется шанс изменить свою жизнь к лучшему

и возвыситься над будничными обстоятельствами. Чтобы не поддаться общей панике,связанной с кризисом, не следует общаться с пессимистами и углубляться в чтение и просмотр новостей. В древнеиндийском эпосе"Рамаяна "говорится"-Все,что случается с нами неожиданно и помимо нашей

воли-это судьба."Жизненные обстоятельства-это карма и не всегда ее можно сразу изменить. Но именно

от нас зависит,как мы отреагируем на эти обстоятельства и,следовательно,изменим свою судьбу.

Однако,обстановку в мире и в целом в стране не следует недооценивать. Всякое может произойти, в том

числе и не слишком приятное. На внешнем уровне нужно приложить максимум усилий,чтобы преодолеть этот период. Не нужно бояться кризиса,нужно научиться его ценить. Мы способны окрепнуть,как личности,только в сложных обстоятельствах. Случается,что души,находящиеся на более высоком

уровне развития, всегда выбирают воплощения,где предстоит борьба с какими-то трудностями.

Не случайно говорят,что за одного битого двух небитых дают.

Сложные ситуации дают нам возможность по иному взглянуть на жизнь,сделать переоценку ценностей.

При этом приходит понимание,что все в этом мире временно. Такое понимание освобождает нас от душевной боли,ведь боль приходит тогда,когда мы не принимаем какую-либо ситуацию.

Стрессы любого рода нужно уметь проходить гармонично на четырех уровнях-физическом,социальном,

интеллектуальном и духовном.

На физическом уровне- больше двигаться,заняться спортом,даже при работе по дому сгорает отрицательная энергия и вырабатываются гормоны удовольствия,которые не дают возникнуть депрессии.

На интеллектуальном уровне в это время благоприятный результат дает чтение философской и интеллектуальной литературы,которая помогает осмыслить ситуацию,Бесцельная жизнь полна страданий.

Если человек видит цель,его ум спокоен и уравновешен,перед ним открываются новые горизонты.

Иногда нужно пересмотреть свои планы,отказаться от ставших неактуальными намерений и

желаний.

Кризисы бывают разные,экономические,политические,физические. И зачастую все эти кризисы мы

создаем себе сами. Такие уроки судьбы опасны тем,что если мы их не проходим, то опускаемся

на несколько уровней ниже и рано или поздно вновь оказываемся в подобной ситуации.

Так,например,если человек должен научиться в этом воплощении преодолевать кризис в личных

отношениях,то партнер вдруг начинает вести себя нелогично,давая повод для претензий и обид.

Если человек не простил,не правильно прошел эту ситуацию,то впоследствие он сталкивается с предательством,а если не сделал из всего этого правильных выводов,то последствия могут быть очень тяжелыми...

В состоянии кризиса нужно проявлять гибкость во всех отношениях,не испытывая зависти, страха,

жадности.

Наша жизнь-спектакль,а мы в ней-актеры и режиссеры. Изменяя сознание,можно создать из жизни комедию,а можно трагедию,все зависит от нашего выбора.Нужно принимать любое развитие событий и сказать себе-"Раз так случилось,значит,так должно было случиться!"

Если мы чего-то страстно хотим,а нас этого лишают,тогда и наступает кризис-ведь мы уже привязаны к этому.Чем больше мы привязываемся,тем больше теряем. Сильная привязанность к чему-либо(условия жизни,работа,комфорт) убивает так же сильно,как и ненависть.

Например,кто-то потеряв работу кончает жизнь самоубийством,а кто-то радуется,что больше не нужно вставать по будильнику( понимая при этом, что безработица-явление временное).

Разрушение и окончание чего-то-это одновременно начало чего-то другого. Если закрывается одна дверь,то.рядом открывается другая.

Нужно стать гармоничной личностью,успокоить свой ум и тогда рядом мы увидим другую дверь.

Если вы чувствуете себя расстроенным-не надо надевать маску,что ничего не происходит. Дайте себе возможность немного пострадать, так как негативная энергия очень сильно разрушает изнутри.

Можно даже проговаривать вслух-"Мне сейчас очень больно,комок в горле и т.д." Тогда негативная

энергия уйдет скорее,не оставив тяжелых разрушений.

Кризис в большинстве случаев порождает страх перед будущим-одна из сильнейших разрушительных эмоций.Поэтому нужно спросить себя-"Что и как я могу предпринять сейчас,чтобы улучшить ситуацию? Где и как задействовать свой творческий потенциал?"

Если вы правильно проходите кризисную ситуацию,проблем становится меньше,ситуация на всех уровнях улучшается.

Не слушайте никаких предсказаний,живите по прогнозу,что все хорошо, а с каждым днем будет еще лучше.Творите вокруг себя реальность,заполненную любовью и счастьем.

Будьте сами здоровы и счастливы!

Рами Блект,специалист по альтернативной психологии.