воскресенье, 21 июня 2009 г.

Стефани Майер и ее "Сумерки".

Посмотрела. Потом прочитала. Впечатление. эх, сейчас буду делиться.

Сначала о фильме. Забавный, но не поперло, откровенно говоря. Не буду сравнивать с книгой - это бесполезно, поскольку за вычетом пары сцен фильм точно копирует свой бумажный прообраз. Но сравню с другими кинематографическими опусами приблизительного жанра. Поскольку в "Сумерках" идет речь о современности, то и другие фильмы буду подбирать про современность. Возьму "Королеву проклятых" и "Другой мир". Конечно, они несколько отличаются от Сумерек - тематика немного другая, но! Сравнивая Сумерки с Другим миром - сразу видно, что первые проигрывают в спецэффектах. Понимаю, что в Сумерках не было никакой стрельбы, сражений оборотней и вампиров, но можно было сделать все более эффектно. Тут стоило выбрать между двумя линиями - эффектность (пальба, сочно-мрачные тона, просто специфическая работа оператора) или романтичность (другой характер съемки, легкая вольготность раскрытия сюжета, пейзажи природы под лирическую музыку, нежные цвета). Попытка в сумерках смешать это воедино, уклоняясь больше в сторону романтики, сделала фильм слегка посредственным в плане атмосферы. Только пара сцен проработана достаточно хорошо, чтобы оставить отпечаток в мозгу. Сравниваю Сумерки с Королевой проклятых - бросается в глаза сразу разница в актерском составе и самой игре актеров. В Сумерках оба главных героя выглядят настолько нелепо дерганными, что им стоило играть людей, мучающихся какой-нибудь нервической болезнью. Я понимаю, что они играют влюбленных, плюс Эдвард все время вызывает у Беллы жуткие спазмы и нервное напряжение. но во время первой любви все происходит несколько не так. И сейчас меня обвинят, конечно, фанаты Сумерек (если им не дай бог, бедняжкам, добраться до моего жж - инфаркта не избежать) в том, что я решительно не знаю - как это: первая любовь с вампиром в равной степени, как и первая любовь у вампира - пусть. Резюмируя, говорю - по сравнению с книгой то, что предложили актеры - НЕ убедительно.

А если не сравнивать Сумерки ни с чем другим - просто нормальный фильм на один вечер. Посмотреть и забыть, как сотни других. Понравился только один саундтрек. Если честно, то Сумерки в моем рейтинге проигрывают даже несколько посредственному в плане сюжета фильму Сделка с дьяволом, то бишь The Covenant, вышедшему примерно полтора-два года назад.

В общем, хотите смотрите и восхищайтесь - меня ниипет))). Я остаюсь при своем мнении.

Теперь о книге. Как там написано было на обложке: "Новое слово в жанре, где, казалось, сказано уже все!" Одним словом, бестселлер. То, что хорошо продается. Если сравнивать с Гарри Поттером - феномен тот же самый. Только болезнь охватило поколение на три года старше.

Как же никто не понимает, что сказать можно ВСЕ, ЧТО УГОДНО. Причем, даже там, где сказано уже все. Вопрос лишь в том, как это прозвучит. Майер звучит - наивно, глупо и посредственно. Ее произведение жанра - остросюжетный любовный роман. ЭТО НЕ ВАМПИРСКИЕ ХРОНИКИ!!! Не надо похабить имена Энн Райс, Лорел Гамильтон, Тани Хафф, Челси Куин Ярбро и Антонии Байет. Их с Майер в корне отличает слишком многое, чтобы ставить в один ряд. Дело ведь не в популярности. Дело даже не в том, что обладательницы этих пяти имен явились законодательницами в своих жанрах, дело в КОНЦЕПЦИИ. Так я называю удачно проработанный мир, в котором персонажи получают свой пласт реальности и живут в нем. Концепция Майер, как я люблю это называть, мармеладная. Чтобы приятно было потреблять читателям. Сумерки - роман о романе с вампиром. К вампирским хроникам это никакого отношения не имеет. Объясню, что я имею в виду. Сравню мельком первых двух авторов и мисс Стефани. Только двух, чтобы сильно не утомлять рассуждениями.

Энн Райс. Основательница в общепринятом понимании культовых Вампирских Хроник. Все началось с произведения "Интервью с вампиром". Затем последовали и другие, но вот оно - начало. Достойное, крепкое, манящее и соблазнительное, как и главные герои, вышедшие из-под ее пера. В ее произведениях, так же как и у Майер вампиризм не легализован. И Дети тьмы, обладатели Темного дара, как их называет сама Энн Райс, вынуждены вести скрытное существование. Первое разительное отличие - язык. Сравниться с Райс Майер не может. Ну никак. Хоть закуй книжку в золотую обложку и оставь одну аннотацию. Не то. Язык посредственный. Запомнились только пара фраз и все. И дело даже не в том, что повествование ведется от лица подростка (Беллы). Может быть, конечно переводчики напортачили, надо будет скачать Сумерки в оригинале. Но не суть. Второе, что меня насторожило сразу же - это неумение главного героя, Эдварда, держать себя в руках. Главное отличие вампира - это его хладнокровие и умение быть во всем элегантным, спокойным, восхитительно спокойным я бы даже сказала. А не выглядеть как идиот, шарахающийся от школьниц при первой встрече, даже если ты мучаем желанием их прикончить. Выглядеть идиотом, будучи восьмидесятилетним старикашкой, имеющим, как было сказано в книге, 2 медицинские степени. Это раздражает. Честно. Да и вообще, Эдвард по сравнению с Лестатом, Луи и Арманом - вышедшая на прогулку модель местной деревеньки. Вампир вегетарианец - это интересно, но так же. рафинадно, что ли, как завязавший героиновый наркоман. Не раскрыта тема жажды вампира. Она попросту прошлась по ней парой сцен, как домохозяйка миниатюрной щеточкой стряхивающая с антиквара пыль.

Лорел Гамильтон. Основательница Вампирского эротического детектива (в последствии правда остается жанр просто Вампирский эротический =) ). Здесь Майер сильно теряет в сравнении с прописанностью концепции Гамильтон. У Гамильтон вампиризм и оборотничество получили законное подтверждение и легализацию в США. Причем анализируя те Нормативные акты и судебные процессы, которыми обосновывает узаконение этих явлений Гамильтон, делаю вывод, что это очень грамотно разработанная концепция, мало того, что отражающая психологию американского общества, так еще и хорошо проработанная с юридической точки зрения. Так что Майер звучит здесь банально и неубедительно. Когда читаешь Гамильтон, формируется отношение к ее вампирам. Это может быть отвращение, любовь, страх, непонимание, да что угодно. Сквозь произведение Майер о вампирах протаскивается одна лишь фраза - "Ах, Эдвард такая душечка!". И попытки Майер шутить через выражение мыслей Беллы меркнет рядом с едким и циничным юмором Аниты. При все своей направленности романтичной, не возникает у меня любви к ее героям. ну никак. Я уже говорила, что книга Гамильтон "Лазоревый грех" потрясающая с точки зрения отношения самого автора к своим героям. С такой любовью и нежностью об оборотнях и вампирах не говорил еще ни один автор. При этом они не превращаются из-за такого нежного отношения к ним в домашних собачек и летучих мышек. При этом восьмидесятилетний впервые влюбившийся Эдвард выглядит до крайности нелепо. Может так и задумано, но мне не понравилось.

Не сравнивая ни с какими произведениями, можно сказать, что сюжет - то же самое сборище тусклых посредственностей.

Новое слово мисс Стефани, заключается лишь в том, что она сделала вампиров неспящими и сияющими на солнце, словно алмазы.

Первое - их вечное бодрствование - вводит меня лично в ступор. Дело даже не в том, что это выглядит неправдоподобно. Черт с ним. Вампиры вообще крайне неправдоподобные существа. Но вопрос вот в чем. Уже давно установлено и общепринято всеми людьми, что вечность и одиночество утомляет. и не просто утомляет, а может свести с ума. Так вот у Энн Райс отмечается, что первый критический срок у вампира наступает приблизительно в первый век жизни. И это с учетом того, что бодрствуют они только половину из этого времени, поскольку спят днем. Если Эдвард ни днем, ни ночью не спит, то к тем восьмидесяти годам, что он прожил, он должен был стать либо явным параноиком или сошедшим с ума вампиром, либо изрядно зачерствевшим и плевавшим на людей с высокой колокольни, либо (учитывая его любвеобильность и гуманизм) мега спокойным, как амеба. И что мы видим? Неопытного юнца с манией величия в некоторых моментах и склонностью к мгновенным перепадам настроения до бурного гнева. В общем, крайне неуравновешенный тип.

Второе, насчет алмазов, ноу комментс. *Ржу*.

В общем, сложив все вышесказанное - мисс Стефани, ставлю вам хлипенькую троечку.

И если Майер и ее "Сумерки" - это новый подъем и дебют в литературе, то, кажись, это ознаменует Закат Вампирских Хроник. Скоро надо будет заказывать отходную и венки(. жаль(((((

P.S. детки, юные подростки, озабоченный и озаботившиеся произведениями Майер или жаждущие романтики, найденные в ее книгах, читайте еб вашу мать "Войну и Мир"! Сопли те же самые. Особо извращенные могут представлять себе, что князь Болконский вампир, а мсье Безахов - оборотень. И оба хотят воспользоваться наивностью Наташи Ростовой, чтобы соблазнить или обратить в себя подобного. А еще, что Наполеон решил завоевать Российскую Империю исключительно благорадя року, наподобие того, что связал судьбы Беллы и Эдварда. А Наташа Ростова оказалась на самом деле куртизанкой, сбежавшей из мира Фейри, преследуемая за особую извращенность сексуальной натуры. Фантазируйте что угодно, только читайте нормальные книги!