понедельник, 29 июня 2009 г.

Человек и Символ, гл. 1 - Символ как отражение чел Феликс Эльде

Феликс Эльдемуров

ЧЕЛОВЕК и СИМВОЛ

"Наши лучшие оригинальные сочинения являются плагиатом

лекций, которые мы прослушали самым конфиденциальным образом

у мирового духа, глаголющего внутри нас".

Людвиг Фейербах.

Часть I - Символика и психология письма

Глава 1 - Символ как отражение человеческого единства

1

Условный знак появился на земле задолго до человека. Но только человек придал ему законченный смысл.

Да, кое-какие условные знаки используют и животные. Многим видам свойственны языки жестов, запахов; языки осязательных, химических, слабоэлектрических и даже, как полагают исследователи, телепатических сигналов. Но ни одно из существ помимо человека, с его разумом и осознанием не способно оперировать отвлеченными категориями, под условным изображением подразумевать предмет, существо или явление. Причем, не только знакомые предмет и явление, но и незнакомые, непонятные, сверхъестественные.

В науке это именуют второй сигнальной системой.

Рассказывают, что на одной из европейских художественных выставок в семидесятых годах прошлого века экспонировалось полотно, украшенное беспорядочными мазками и кляксами. Подпись гласила, что картина исполнена ни кем иным, как шимпанзе. В обезьянке, согласно приложенному документу, пробудились способности к абстрактному творчеству. Плод ее усилий, оцененный в немалую сумму, был выставлен на продажу и, вне всякого сомнения, оказался бы в коллекции одного из богатеньких чудаков-меценатов, если для проверки подлинности картины не догадались пригласить психолога. С нескрываемой усмешкой оглядев "шедевр", он уверенно заявил, что обезьяна создать подобный рисунок никак не смогла бы.

Хотя, казалось бы, какая разница в том, кто размахивает кистью - человек ли, обезьяна? Разница есть, и не малая, объяснил специалист. Обратите, например, внимание на подчеркнутую жесткость некоторых линий. Эти мазки

наносила достаточно опытная, человеческая рука. Взгляните на спираль, что

пересекает картину сверху донизу - животному нанести ее явно не под силу.

Пещеры древних людей помимо чисто культовых изображений зверей или охотников несут на своих стенах огромное количество условных знаков. Некоторые

их формы, впоследствии ставшие классическими, были приняты уже в эпоху

палеолита, за десятки тысяч лет до нашей эры, в те времена, когда человек только

начинал осознавать себя не только частью природы, но и кем-то, могущим стать ей

в противовес.

Изображения на стенах многих подземных святилищ (в частности, Каповой

пещеры на Урале) с удивительной точностью соответствуют более поздним

традициям. "Первобытные дикари" каким-то образом великолепно разбирались

в том, какой из условных значков может, например, соответствовать понятию

плодородия, а какой - образу смерти. Человеческой культуре и тогда не были чужды

идеи иного, неживотного, философского осмысления мира.

А самое интересное, что это, необычное на первый взгляд, сходство

существует не только во времени. Народы, которые были исконно разделены

географически, с непонятным упорством воссоздают на пути своего развития

необъяснимо похожие изображения и системы изображений. Более того - эти

рисунки чаще всего сходны и в своем символическом прочтении.

Например, знак в виде двух кардиоид ("сердечек"), соединенных вместе

вершинами или основаниями вплетен в циновки папуасов Новой Гвинеи, выскоблен

на чурингах австралийских аборигенов, присутствует в рисунках южноамериканских

индейцев, вышит на одежде чукчей, отпечатан на глиняной посуде жителей Северного

Кавказа, отлит в чугуне решеток западноевропейских соборов... - всюду являясь

охранительным знаком, символизирующим очищение мироздания от влияния злых сил.

Другой знак - ромб, поставленный на острие, есть всеобщий символ женского

начала. Он встречается, например, на одежде девушек и молодых женщин, (выражая,

в данном случае, идею рождения), а также на погребальных ковриках (представляя

идею перехода в иной мир). Идеи смерти, рождения и вечной жизни, таким образом,

связываются воедино - в мистических традициях самых разных народов.

Отчего, скажем, знак "бараньей головы" встречается у тех народов, которые

никогда, насколько это можно проследить, не занимались овцеводством и не почитали это животное в виде тотема - например, у народов крайнего Севера?

Конечно, любой сложившийся народ, в силу самобытности, не может не

привносить в узоры ковров, плетений, росписей или чугунных решеток что-то свое,

особое, отражающее чисто национальный колорит. Тем не менее, выходит, что в

подавляющем большинстве случаев человек творческий, где и когда бы он ни жил,

чисто геометрически и пространственно всякий раз упорно пытается воссоздать одну

и ту же схему с одними и теми же главными составными элементами.*

-

* Более того, попытки иных "прогрессивно" настроенных деятелей искусственно

привнести в эту, сложившуюся веками систему условных обозначений что-то иное,

неизбежно приводили и приводят к появлению мертворожденных произведений, не

находящих продолжения в дальнейшей традиции. Так, в свое время, практика

насильственного внедрения в узоры кружевниц русского Севера изображений

тракторов и фабричных труб встретила настолько резкую реакцию отторжения, что

поставила на грань исчезновения само это искусство. - Ф.Э.

-

Это неоднократно приводило и приводит некоторых, особенно не очень опытных

историков и этнографов к весьма умозрительным выводам о мнимых "родстве"

и "общности" иных народов, разделенных пространством и временем. И в наше время,

у разных авторов мы бываем неоднократными свидетелями возникновения изрядного

количества "сенсаций", "открытий" и т.п., шовинистически "возвышающих" тот или

иной народ в качестве основополагающего, исходно и мудро озарявшего все остальные своими познаниями и т.д. Наглядный пример: в дудаевской Чечне существовал ученый, всерьез утверждавший, что первочеловек Адам был по национальности... кем бы Вы подумали? разумеется, чеченцем! О выводах известных российских авторов можно было бы и не упоминать... если бы те заблуждения, которыми упорно страдают современные панславянисты, не перекликались бы с теми, что тревожили умы много лет назад. Это, увы, пример дурной шутки, которую играют символы с неосторожными символистами и мифологами.

Так, ближе к середине ХIХ века, когда патриотический пыл российских писателей достиг критической точки, было модным высмеивать, например, Гнедича и Жуковского - за их чересчур, по мнению критики, торжественно-витиеватый, стиль перевода на русский язык "Илиады" и "Одиссеи". Поэмы Гомера следовало переводить (и переводили!) просторечиво-простонародным, крестьянским стилем, называя Зевса - Живбогом или Батькой Небес, Аполлона - Лучестрелом, нимфу Калипсо - Покрывалихой и т.д. Знаменитый Сенковский дописался до всенародного сообщения о том, что "Одиссея", вообще-то - поэма славянства и что ее герои - не кто иные как славяне, а ученый Б.И. Ордынский, в пику Гнедичу, создал перевод "Илиады", начинающийся упоительным рассказом о том, как повздорили однажды князь Агамемнон Атреевич и сват его Ахиллес-Ноги-Быстрые.

Что ж, почему бы и в действительности не раздвинуть наше пра-, а также панславянство до размеров всего земного шара? Пускай бы Ахиллес во главе дружины стольно-киевской приходил к стенам Трои (простите, простите, уже не Трои, а Тройки, как утверждал Сенковский!). На языке одного из племен индейцев Южной Америки (кечуа) слово "пупа" как бы случайно означает пуп - это также несомненный след праславянского влияния. Любимое во все века в России слово "разруха" на китайском языке звучит как "по-хуай". Вопросы? Вопросов нет.

Упомянутые спекуляции делаются по проверенному рецепту: половина элементов

символики на половину откровенного и беззастенчивого вымысла. Думаю, читатель

согласится, что истинно высокий народ не нуждается в ложном возвеличивании,

так же как и подлинный ученый, опирающийся на факты, если не находит их, то о

своих предположениях пишет, что они есть только предположения, но отнюдь не

истина в последней инстанции.

Традиция не может допустить волевого, насильственного к себе отношения,

особенно если это какой-либо обычай, связанный с ритуальными обрядами. В

особенности, если при этом затрагивается столь тонкая категория, как

традиционное символическое изображение.

Разумеется, быть может скажете Вы, дорогой читатель, любой народ за время

своего существования не может не сделать универсальных изобретений: одежды,

орудий труда: ножа, лестницы, лопаты и т.д.; не может в своем языке избежать

звукоподражаний; да и обычаи, идущие от устоев древности дают себя знать...

Но откуда берет свое начало универсальность символики? Откуда такое

сходство также и мифологий? Откуда несомненная схожесть в изображении картины

строения мира (в том числе и мира потустороннего)?

Отчего символы Древа Жизни или Колеса Судьбы, Близнецов или Троицы,

мандалы или креста оказываются свойственными и близкими народам, отстоящим

друг от друга на тысячи лет и на десятки тысяч километров?

Ответ, видимо, кроется в самом человеке...

Знаете, согласно одной восточной легенде, Богу когда-то так надоело

выслушивать людские просьбы и жалобы, что он решил спрятаться. Спрятался под

землю - человек прокопал туннели. Спрятался в море - человек научился плавать.

Спрятался в небе - и понял, что рано или поздно человек и туда рано или поздно

доберется. И решил тогда Бог спрятаться... в самом человеке, отлично понимая,

что в самом себе человек будет искать Его в последнюю очередь...

Перед нами - величайшие из открытий человека. Его язык, его символика и

венец ее - письменность. Отражение того Бога, который находится в душе каждого

из нас... если он, конечно, имеет право называться человеком.

Психология и бизнес

Новый раздел в журнале Psychology.SU

Психология и бизнес
  • Бизнес-тренировка: готовим профессионалов
  • Делегируй - или умрешь! Или как перестать работать и начать управлять
  • Интенсивная деловая жизнь: что это такое
  • Интервью с Анной Марченко
  • Как научить компанию развиваться?
  • Как происходит развитие?
  • Как разработать тренинг в формате ИДЖ
  • Как сделать ваших продавцов эффективнее?
  • Моделирование бизнеса
  • Налаживание процесса управления корпоративными знаниями
  • Не верь. Не бойся. Не проси
  • Перестаньте учить людей! Начните учить компанию!
  • Реалити-тренинг "Деньги"
  • Руководители и лидеры в призме графологии
  • Самодиагностика бизнеса
  • Что будет с рынком тренингов в кризисе?
  • Управление персоналом
    • Анализ почерка как инструмент подбора кадров и профориентации
    • Мотивация: несколько подводных камней
    • О вреде фанка
    • Развитие организации руками сотрудников
    • Система обучения: первые шаги
    • Сок из сотрудников
    • Эффективность обучения: проблемы и пути решения
Авторы статей:

Александр Сорокоумов

Инесса Гольдберг

Анна Марченко

Приглашаем психологов к сотрудничеству, по всем вопросам пишите на psychologysu@mail.ru

Бесплатная подписка на новые статьи по RSS