пятница, 17 июля 2009 г.

Психология жертвы.

Психология жертвы.

Попробуйте ответить на вопрос, кто вы или ваш ребенок - жертва, преследователь или спаситель? В определенных жизненных ситуациях любой человек проявляет в себе одним из перечисленных фигурантов. Самая опасное - жить с психологией жертвы. В психологии даже выделен раздел - виктимология ("виктим" англ. " жертва").

Преступник безошибочно улавливает по поведению свою жертву. То есть человека, который ведет себя особенным образом, очень притягательным для преследователя. Подросток, в отличие от взрослого человека, не умеет "владеть лицом", скрывая потенциальную готовность влипнуть в опасную историю. Ему для собственной безопасности надо научиться избегать психологии жертвы.

Парадокс, в опасной ситуации жертвой быть вредно, а в безопасной - выгодно. Жертвы постоянно требуют помощи и им помогают! Простуда (ах я бедный и несчастный!) - ничего по дому делать не буду. У меня трагедия в личной жизни - не трогайте меня, мне плохо! Я на вас ору, потому что у меня проблемы на работе. Примеров много. И все они доказывают только одно - беспомощность в одном дарит поблажки в другом. Но речь сейчас не об этом.

Подросток с психологией жертвы наверняка будет затащен в секту, станет наркоманом, его будут все бить, грабить, унижать, изредка насиловать и, скорее всего, даже убьют. Если все обойдется менее трагически, все равно проблем у него и у вас будет с избытком. Потенциальная жертва, как пуганная ворона - куста пугается. Жертва загодя уверена во враждебности мира по отношении именно к ней.

Итак, первое качество потенциальной жертвы - патологический страх. Быть может, запрятанный глубоко внутри и, как правило - беспочвенный. И потенциальный преступник безошибочно замечает это.

Что родители могут посоветовать подростку, который является потенциальной жертвой? Лучше всего напомнить про три пути спасения: бей, беги или маскируйся. С первыми двумя советами почти все ясно. А маскировке придется учиться.

Короткая юбка, голый живот, яркий макияж, сигарета, банка пива, вызывающий смех и плотоядные взгляды - вряд ли обезопасят девушку от насилия. А еще можно при этом показывать всем дорогой мобильник, обвешаться золотом и постоянно пересчитывать деньги на глазах изумленной публики. Это все касается анти-маскировки. Выводы делайте сами.

Если вам показалось, что к вам приближается опасный человек,. Если вы собрались в одиночестве возвращаться домой поздно вечером, не стоит одеваться как в примере анти-маскировки.

Для собственного спокойствия надо научиться не показывать свой страх и беспомощность. Надо отучиться думать только про ужасы, которые могут случиться в любую минуту.

Совет бить обидчика не всегда и не для каждого приемлем. Бить надо уметь. Бить умеючи можно только в случае если у противника нет численного превосходства и он не вооружен. Если дело плохо, впасть в психованную ярость вам не помешает никто. При этом можно оглушительно орать. Еще лучше научиться паре резких травматических ударов и отработать их до автоматизма. Или использовать оружие самообороны.

И постарайтесь осознанно избегать опасных ситуаций, если не уверены в своих силах.

Воспитание ребенка: не упустить лучшее время

26.06.2009

 

Все родители хотят, чтобы их дети выросли умными и талантливыми. Но не все знают, что в жизни ребенка есть определенные периоды, когда можно развить те или иные способности. А пропустил время - все, опоздал.

Рассказывает заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова доктор психологических наук Андрей Подольский.

Воспитание чувств

В первые месяцы жизни ребенок учится из всего, что его окружает, выделять близкого и значимого для себя человека: маму. У него огромная эмоциональная потребность общаться с мамой. Все его органы чувств - зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные - настроены на то, чтобы маму различить, узнать, уловить. Поэтому все, что исходит от мамы, прекрасно усваивается, запоминается. В это время масса случайных обстоятельств, связанных с мамой, откладывает отпечаток на развитие органов чувств.

Например, в семье родились двойняшки, как две капли воды похожие друг на друга, с одинаковыми задатками. Их разместили в одной комнате, но положили в разные кроватки. Одна кроватка стояла у окна, другая напротив двери. А когда малышам исполнился год, тот, который спал у окна, стал демонстрировать гораздо большую чуткость к звукам. Он их раньше слышал, лучше различал, чем брат. Почему? Ответ прост. Близнец, который лежал в кроватке напротив двери, чаще и раньше видел маму. Но второму, который лежал у окна, мама была нужна не меньше. Он не мог первым увидеть, как она идет к ним по коридору, но он мог прислушиваться и слышать, как она идет. Что он и делал весь первый год своей жизни, то есть все то время, которое считается самым чувствительным (сензитивным - говорят ученые) для развития органов чувств и эмоциональной сферы. И в результате получил тонкий слух.

Еще история. Семья жила в огромной коммуналке и занимала самую дальнюю от кухни комнату. Младенец, лежавший в этой комнате, ни видеть маму, крутящуюся на кухне, ни слышать ее не мог. Но зато он мог улавливать ее запах, потому что квартира, как аэродинамическая труба, втягивала запахи кухни и переносила их в дальние комнаты. И вот этот постоянный поиск запаха сладкой любимой мамы, вычленение его из букета всех других запахов, привели к тому, что у ребенка прекрасно развилось обоняние.

Возникает вопрос: можно ли в этот первый, младенческий период сознательно развивать способности малыша? Можно. Например, если мама будет петь малышу, когда его обнимает, играет с ним, держит его на руках, у него в дальнейшем будет хороший слух. Мамы, которые не умеют петь, могут в моменты приятного общения со своим малышом включать записи хорошей музыки. Умение тонко различать цвета, формы предметов разовьет малышу та мама, которая будет с ним рассматривать картинки, красивые предметы, играть с ним в разнообразные по цвету и формам игрушки. Изысканная визуальная среда и вправду воспитывает вкус, но только если знакомство с этой средой будет происходить через маму.

В мире вещей

От года до трех лет ребенок познает окружающие его предметы: как они называются, для чего нужны. И делать это он может только во взаимодействии со взрослым. А если со взрослым нет эмоционального контакта, потому что младенчество прошло не на руках у любимой мамы, а в больнице, например, или в детском доме, постижение мира вещей, а если шире - то и всей человеческой культуры, пойдет сложнее. Плохо также, если в этот период, от года до трех, нет рядом близкого взрослого и мало вокруг разнообразных вещей, как было когда-то у детей в яслях на пятидневке.

В этом возрасте малышам не терпится любую вещь вскрыть, разломать... Такое отношение к вещам и есть познание предметного мира. Родители могут его стимулировать, если создадут ребенку богатую предметную среду: позволят как можно большим количеством вещей играть, рассматривать их, разбирать и обязательно будут эту игру сопровождать пояснениями. Время от года до трех на всю дальнейшую жизнь предопределит, насколько страстно человек будет и дальше стремиться к познанию всего нового, а если шире - предопределит его интеллектуальное развитие.

С кризисом боремся играючи

В три года или чуть раньше ребенок переходит на следующий, третий этап развития, который начинается с кризиса "я сам" или, как говорят ученые, с кризиса третьего года жизни. Из двухлетнего лапочки малыш превращается в ершистого, непослушного строптивца. Ребенок вдруг осознает, что названия и назначение всех предметов, окружающих его, он уже знает, он все умеет делать не хуже мамы с папой: и ложкой ест сам, и сам надевает ботинки, значит, он должен иметь равные с мамой и папой права. Теперь малыш хочет сам определять свою жизнь.

И возникает страшный психологический конфликт: ребенку кажется, что он готов к решению взрослых задач, а родителям и в голову не приходит позволить ему строить свою жизнь.

И тут оказывается, что есть такой прекрасный выход, как игра. В игре ребенок может все делать сам: планировать свою жизнь, оценивать ее, контролировать, распределять роли между другими участниками, то есть совершать все то, что и создает поведение человека в обществе. И при этом в реальную жизнь не вмешиваться.

Чем больше и разнообразнее ребенок играет, тем легче ему потом будет вписаться в реальную жизнь. А если шире - он легче и правильнее будет строить отношения с другими людьми, у него будет больше возможностей стать счастливым в семье и успешным на работе.

Что может сделать взрослый на этом этапе развития? Дать возможность ребенку играть во все что угодно, выступая время от времени в роли его партнера и приглашая в партнеры других детей.

Как усвоить знания

Но вот дошкольный возраст сменяется новым этапом психологического развития - младшим школьным. Теперь ребенку надо получить знания, чтобы чего-то добиться в мире взрослых: научиться писать, читать, считать, выучить иностранные языки... а также усвоить нравственные нормы, понять, "что такое хорошо, а что такое плохо", и не только понять, но и следовать этим заветам. Как говорят ученые, ребенку предстоит освоить общественный опыт.

Как выжать все возможное из младшего школьного возраста? В начальной школе ребенок хочет все делать своими руками. Вложить в его головку массу разнообразных сведений можно, все время что-то мастеря, конструируя, ставя опыты, ухаживая, выращивая, строя, изобретая вместе с ним. Любые знания, которые ребенок получит во время действия, прекрасно усвоятся.

Кто я?

Главная задача подросткового возраста - понять себя, понять, кто я как гражданин, как мужчина или как женщина, как человек, который должен выбрать себе профессию...

Это очень трудный период в жизни человека. Сейчас до 60% подростков пребывают в подавленном состоянии. Причем хуже всего себя чувствуют благополучные дети. Их угнетают завышенные ожидания родителей. Подростки живут в постоянном страхе, что не оправдают этих ожиданий.

Понимание самого себя очень важно. Если его нет - будь ты хоть семи пядей во лбу в школьных или вузовских предметах, полноценным человеком ты не станешь.

В это время родителям лучше всего отойти в сторону, переждать. Не навязывать ребенку своих интересов, предпочтений. Не требовать, чтобы подросток был на коне всегда и везде.