Сотрудницы "МК" проверили на себе, можно ли определить характер женщины по ее косметичке
Скажи мне, каким кремом ты пользуешься, и я скажу, кто ты. Так одной фразой можно передать суть эксперимента, который провели на днях ученые Института психологии РАН. Они выяснили, что предпочтение женщиной крема с определенными свойствами связано с чертами ее личности. Не остался в стороне от этого исследования и "МК". Пять прекрасных представительниц журналистского коллектива приняли участие в мини-эксперименте по определению своей "феминной идентичности", а проще - женской сущности. Психолог за считанные минуты определил, кто из нас в душе сущее дитя, кто зрелая женщина, а кто мнит себя гламурной дамой, на самом деле таковой не являющейся. Результат ошеломил! Ученый вывернул нашу подноготную, всего лишь расспросив, каким кремом и для чего каждая из нас пользуется.
Началось все с того, что ученые лаборатории психологии и психофизиологии индивидуальности ИП РАН обнародовали результаты массового эксперимента по выявлению феминной идентичности у нескольких десятков москвичек.
- Мы предположили, что предпочитаемые дамами свойства кремов могут кое-что сказать о том, как их владелица справляется со стрессами, выходит из конфликтных ситуаций, а также о ее самооценке, - говорит руководитель исследования, кандидат психологических наук Татьяна РЕБЕКО.
В исследовании приняли участие дамы от 22 до 65 лет. Из 39 свойств кремов им надо было выбрать те, которые, по их представлению, были бы присущи идеальному крему. По большому счету все свойства объединялись в 5 основных групп: защита, очищение, лечение, питание, антистресс.
- Нельзя было спрашивать участниц "в лоб", каким кремом они пользуются. Из чувства стеснения многие могли бы дать неверные ответы на столь деликатную тему, - поясняет Ребеко. - Ну кто, скажите, с легкостью признается, что пользуется кремом против морщин или постоянно борется с лоснящейся кожей? Поэтому мы предложили женщинам просто поиграть. А именно - изобразить из себя известного косметолога и от его имени представить "уникальный косметический крем", описав его характеристики. Важно было понять, какими достоинствами, по мнению женщин, должен был обладать их "идеальный" крем.
Параллельно с этим ученые протестировали каждую испытуемую традиционным способом. В результате после соотношения итогов кремовой "презентации" с результатами психологических тестов выяснилось следующее.
"Защита". Дамы, которые отдавали предпочтение защитным кремам, оказались психологически ранимыми и внутренне конфликтными. Они эмоционально реагируют на возникающие проблемы и невозможность обратиться за помощью к другим.
"Очищение". Женщины, предпочитающие категорию "очищение", склонны переводить вовне свои личные проблемы, как бы "очищаясь" от них.
"Антистресс". Те, кому важно это свойство крема, получают особенное удовольствие от расслабления после усталости.
"Лечение". Это качество крема в основном предпочитали дамы в возрасте или внутренне мнящие себя стареющими.
"Питание". Те же, кто считает самым главным питательные свойства, рациональны и успешно справляются с решением задач в стрессовой ситуации.
- Конечно, интерпретация результатов имеет некоторые ограничения, - поясняет Ребеко. - Но тем не менее методика позволяет рассматривать отношение к коже как показатель самоидентификации и отношения с внешним миром. Ведь кожа - это граница нашего тела, граница нашего "Я" и "не Я".
Чтобы на себе испытать, насколько верно это утверждение, мы попросили Татьяну Анатольевну провести мини-эксперимент в редакции "МК". Несмотря на то что всех пятерых добровольцев из журналистского зала психолог расспрашивала тет-а-тет, все выбрали в качестве приоритетного увлажняющий крем. И сопроводили выбор некоторыми комментариями. Проанализировав, Ребеко выдала следующий результат.
Испытуемая №1: "Предпочитаю увлажняющий крем, пользуюсь им всегда. Каждая женщина знает, что увлажнять кожу необходимо, ведь она на 95 процентов состоит из воды, а воздух высушивает ее. Поэтому надо постоянно поддерживать баланс. Известно, что Шэрон Стоун в ранней юности мама подарила именно увлажняющий крем со словами: "Это лучший подарок для тебя!" На второе место я бы поставила крем для кожи вокруг глаз - она очень уязвимая, требует особого ухода. Иногда, по мере необходимости, я пользуюсь для профилактики обычным российским жирным кремом. Он прекрасно защищает кожу как от мороза, так и от чрезмерного влияния солнца".
Комментарий психолога. У этой девушки очень сильная зависимость от матери. Она испытывает угрозу по отношению к себе и часто, защищаясь, использует стереотипные формы обороны. А еще идентифицирует себя с 16-летней - отсюда ее требование к увлажняющему крему как средству для поддержания постоянно идеального состояния кожи.
Испытуемая №2: "На первое место, конечно же, поставлю увлажняющий крем. Я всегда им пользуюсь после умывания, чтобы не стягивало кожу. Кроме того, использую крем против морщин вокруг глаз. Летом пользовалась кремом с эффектом автозагара. Большее предпочтение отдаю лечебной косметике, чтобы запах был приятным, чтобы крем не оставлял жирного блеска".
Комментарий психолога. У этой испытуемой очень силен механизм психологической защиты. Она отзывчива на похвалы. В доску расшибется, чтобы выполнить какое-то ответственное поручение, но потом и виду не подаст, что ей было тяжело. Она противоречива. Сначала все отрицает, потом осознает. Увлажняющий крем для нее - это способ осознания после отрицания (умывания).
Испытуемая №3: "Только увлажняющий, пока еще. Плюс стандартные кремы для смягчения рук и ног".
Комментарий психолога. Очень социальный тип. Приятна в общении и старается подчеркнуть это внешне (смягчение рук и ног). Однако, по всей видимости, ей хотелось бы быть еще привлекательней, может быть, гламурней. Но ей этого не дано. Эта женщина не станет лезть из кожи вон, чтобы соответствовать установленным стандартам, пока все у нее складывается хорошо. Вот и крем у нее пока увлажняющий, пока он ее устраивает.
Испытуемая №4: "В теплое время года я пользуюсь увлажняющим кремом. Он легкий, хорошо впитывается. Зимой пользуюсь питательным кремом".
Комментарий психолога. Эта девушка очень зависит от окружающих, в хорошем смысле. У нее хорошая адаптивность, позволяющая в любых переговорах подстроиться под собеседника. Вот и обсуждая кремы, она подстраивается то под зиму, то под лето. Я бы назвала этот тип вариативной адаптивностью.
Испытуемая №5: "Пользуюсь сейчас только питательным кремом для кожи вокруг глаз. На остальную часть лица наносить крем просто не испытываю потребности - кожа не стягивается, достаточно увлажнена без всяких вспомогательных средств. Я сама этому удивляюсь, поскольку раньше всегда пользовалась дневным увлажняющим кремом для чувствительной кожи".
Комментарий психолога. Это очень ранимая особа. Не так давно она перенесла сильнейший внутренний кризис, возможно, потерю кого-то из близких. Однако она его преодолела, не сломавшись, и извлекла для себя массу уроков. Она знает свои слабости и не боится выносить их на обсуждение (фиксация внимания на глаза). Есть такие жизненные ситуации, приближение которых она может предвидеть, что называется, за версту и умеет от них заранее уворачиваться. Я бы назвала это очень зрелой жизненной позицией.
Итак, девушки проявили свою индивидуальность. Большинство из них интерпретация психолога просто поразила.
В частности, "женщина-ребенок" подтвердила свою сильную привязанность к матери, а у "зрелой женщины" действительно был опыт потери близкого, о чем психолог до опроса, естественно, не знала.
Так что совет мужчинам - почаще беседуйте с возлюбленными об их косметических пристрастиях. Таким образом вы можете узнать о них больше, чем они расскажут в самой откровенной беседе.
понедельник, 16 марта 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий