понедельник, 28 декабря 2009 г.

Шкатулка Кэмерона



Нынче принято считать, что есть кино массовое и есть кино «другое».

Современное «другое кино» на 50% состоит из нечленораздельного повествования ни о чем о том, что понятно одному лишь автору фильма. Причем считается, что чем это кино нуднее, скучнее и непонятнее - тем оно лучше и элитарнее, так как лишь избранные способны досмотреть его до конца. Однако, оно по прежнему остается кино, в самом обычном понимании этого слова.

Современное массовое кино имеет тенденцию все больше и больше отдаляться от кино классического, и от его истоков - театра. Киноленты полнятся компьютерными монстриками и большими человекоподобными роботами, спецэффекты носятся по экрану и громят другие спецэффекты в пух и прах. Таким устаревшим, раритетным штукам, как актерская игра, сценарий и музыкальное сопровождение уделяется ноне все меньше и меньше внимания, а акцент ставится скорее на визуальную составляющую фильма, чем на эмоциональную или умственную. Основной принцип современного блокбастера - главное, чтобы на экране побольше всего грохало, сверкало, взрывалось и мелькало туда-сюда, поражая зрителя через глаз прямо в мозг. Ибо цель любого супер-мега-блокбастера - сделать кассу, а о том, что кино еще и должно нести в массы разумное-доброе-вечное мало кто сейчас думает (особенно, к сожалению, забывают о разумном).

А ведь, как это ни странно на первый взгляд, именно массовое кино и должно нести в себе некоторую просветительскую миссию, именно потому, что оно - массовое. На мой плебейский взгляд, настоящее киноискусство как раз и состоит в том, чтобы воплотить в жизнь идею, рассказав ее интересным, красивым, запоминающимся или даже порой пробирающим насквозь кинослогом, сделав ее таким образом доступной как можно большему количеству людей. Чтобы какой-нибудь трудный подросток, во время сеанса пьющий пиво на заднем ряду кинотеатра, вышел с просмотра ошарашенный, охваченный светлыми эмоциями, ощущающий, что теперь его мир несколько изменился, и в этом мире нужно жить по-другому. Такое кино в сотни раз важнее и ценнее какого-нибудь Сокурова, чьи творения посмотрит только редкий ценитель, да и то у него после просмотра могут возникнуть сомнения касательно предполагаемой интеллектуальности этого кино.

Ведь если смотреть правде в глаза, то большинство людей не ходят в кинотеатры на «другое кино». Большинство людей ходят смотреть так называемые «блокбастеры», и поэтому само это слово велением всезнающего и всемогущего кинокритика приобрело оттенок ширпотреба, глупости и смысловой пустоты, и стало антонимом слову «другое кино». (А как иначе? Ведь если будет по-другому, то те избранные, видящие сокрытый, доступный лишь им одним смысл в творениях «других режиссеров» автоматически теряют свою интеллектуальность).

Я давно позволяю себе считать, что где-то между «блокбастерами» и «другим кино» затерялся еще и третий тип, который можно назвать «другой блокбастер», или как-нибудь вроде этого. Это зрелищный, спецэффектный, увлекательный фильм, который несет в себе мощный эмоциональный заряд и воплощает в жизнь какую-то идею, иногда даже манию своего создателя. Он бывает полон ошеломляющих спецэффектов, однако про него нельзя сказать «посмотрел-обалдел-забыл». В такие фильмы создатели вкладывают душу и многие годы жизни, и такие фильмы запоминаются нам надолго, потому, что меняют что-то в наших сердцах... Не так уж и много их выходит, но они есть.

К этим фильмам относится и совершенно невероятный «Аватар» Кэмерона. Результат многих лет упорных трудов.

Поначалу, после просмотра трейлера к «Аватару» я была полна самых мрачных предчувствий. На волне всеобщего злоупотребления спецэффектами как самоцелью, сама концепция создания «Аватара» казалась мне квинтэссенцией изрядно поднадоевшего CGI-вертепа. Ибо, по моему скромному мнению, спецэффекты должны заправлять ситуацией лишь тогда, когда воссоздать явление/существо/механизм в реальности невозможно, или же почти невозможно. То, что мы видим в «Аватаре» - это уже не совсем кино. Это отдельный вид искусства, расположенный между мультипликацией и кинематографом. И так как меня не зацепляют особо спецэффекты, я шла на фильм, не ожидая для себя ничего особо впечатляющего.

Но мир Пандоры оказался похож на сон...

Этот мир поражает своей невероятной, нереальной красотой. И сделано все это настолько реалистично, что не возникает никаких сомнений в реальности происходящего. Можно даже подумать, что какая-то волшебная сила перенесла Кэмерона и его команду на Пандору, чтобы снять эту простую, но такую красивую историю о любви. Любви в самом общем понимании этого слова - любви к людям, к окружающему миру, к родителям, к родной земле и к своему народу.

Можно сколько угодно упрекать «Аватар» в простоте, потому что сюжетно он действительно прост. Но это не минус, потому, что «Аватар» - это сказка о будущем, лишь основанная на жизненных реалиях. Сказка или легенда другого народа из чужого мира. А у сказок нет лихо закрученного сюжета, им он не нужен. Сказки порой наивны, пафосны, и где-то даже абсурдны и глуповаты. Потому, что это сказки, и у них есть свое, особое назначение - делать нас лучше, восхищать героизмом, смелостью, добротой сказочных персонажей, будить желание быть похожими на них...

«Аватар» - это тот случай, когда CGI на все сто процентов оправдано.

Красота этого фильма не только в прекрасных масштабных пейзажах Пандоры, она - в смысле и в поступках, о которых нам рассказывают. Эмоциональная красота фильма спрятана внутри шкатулки, которую создал Кэмерон своей CGI-магией, но ее уже увидеть невозможно - только почувствовать. А когда ты чувствуешь, то чуть-чуть меняешься, и происходящее уже не кажется тебе спецэффектным рассказом о нереальном чужом мире, который - по случайности ли? - так похож на наш.

Но несмотря на всю сказочность и ирреальность мира «Аватара», нельзя избежать аллегорий с нашим миром, который принято называть «реальный».

Прежде всего потому, что это фильм о таком «нашем» понятии - о власти. О самой черной, непримиримой, бескомпромиссной, жестокой и всесокрушимой власти - власти денег и трансгалактических корпораций. Про то самое бабло, которое поставит на колени и добро, и зло, и прочие третьи силы, и убьет тем способом, который будет согласоваться с принципом минимизации затрат. Которое сначала тихо, мирно, бесконфликтно подчинит себе волю одних людей, и, используя их слабости, направит на тех, чья воля ему не подвластна, а само его понятие - чуждо.

Мы не можем избежать аллегорий благодаря многим фразам, сознательно вставленным сценаристом в фильм. «Как все, оказывается, просто», - говорит Джейк - «Когда тебе что-то от кого-то нужно, объяви его врагом, и возьми это силой». Эти слова четко описывают закон той системы, по которой живут люди нашей реальности. Люди нашего будущего вторглись на чужую землю и принесли с собой систему. И эта система не прощает тех, чей дом стоит на деньгах. Особенно она бывает безжалостна к тем, кто отличается от ее носителей, физически ли, психологически... Как и в последних войнах на временной ленте нашей планеты, противостояние небесных людей и нави начинается не с честной битвы. Оно начинается с бойни. С уничтожения жизни, и всего того, самого дорогого, что было символом целого устоя существования...

В фильме мы видим абсолютное зло, с которым нельзя договориться. И так как «хороший-плохой-абсолютно злой» - это мерки страшных сказок, выходит так, что эти страшные сказки испокон веков живут рядом с нами. Этот фильм - как иллюстрация того, что столь любимая нашими современниками демагогия на тему «с одной стороны - с другой стороны» и «подставь другую щеку» не только себя не оправдывает, но и может привести к полному и абсолютному краху. Что неоднократно доказывала наша собственная история.

Но, в отличие от документальных историй, сказки и легенды не подвластны страшным законам систем. Они должны кончатся хорошо, чтобы дать нам, живущим в суровой реальности, надежду. И сделать нас чуть-чуть светлее и лучше.

Поэтому так хорошо, что в финале «Аватара» сущность целой планеты восстает против черной непримиримой силы. И если наша Земля не может защитить своих детей, то пусть Пандора - сможет.

//Данной писаниной автор никак не хотел обидеть «других режиссеров» и доказать, что они никому тут не нужны. Автор лишь рассуждает о сущности и причинах появления такого явления, как разделение кино на разные типы и причинах категоричности суждений кинокритиков о фильме «Аватар» и других фильмах, ему подобных.

//Заранее предупреждая комментарии - да-да, автор идиот, не понимающий истинного смысла и назначения кинематографа, у оного автора дурной вкус, автор не смыслит в интеллектуальном кино, потому, что совсем не умеет думать, а хочет лишь бездумно восхищаться красивой картинкой. Поэтому ваистену и апстену его, аминь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий