четверг, 24 сентября 2009 г.
Он прогнал захватчиков, захватил их зеркала и приказал им повторять, как бы в некоем
ЕСТЬ ЛИ В ЗЕРКАЛАХ МАГИЯ?
Двойник - это тот, кто живет в зеркале, в зазеркальном мире.
Автор статьи: София Варган
От математики - к легендам. Но это и не удивительно. Любое понимание какого-либо явления начинается с его описания. Легенды и есть такое описание.
Легенды зеркал
Ребенок, впервые увидев себя в зеркале, удивляется. Он не сразу начинает воспринимать отражение, как свою копию. Скорее, он считает, что это - другой ребенок. И в сознании откладывается мысль, что там, за зеркальным стеклом, кто-то живет. И ребенок приходит к понятию «двойника».
Двойник - это тот, кто живет в зеркале, в зазеркальном мире. Он очень похож на оригинал, но, тем не менее - другой, обладающий самостоятельностью.
Подсознательно каждый человек чувствует себя связанным со своим двойником в зеркале. Чем-то это напоминает общепринятое представление о связи между близнецами. Так считается, что если умирает один из близнецов, то умирает и второй, или, по крайней мере, чувствует смерть первого. То же и с зеркалом: разбитое (умершее) зеркало несет несчастье и смерть своему хозяину. То есть, «смерть» зеркального двойника означает смерть оригинала.
У многих народов существовал свадебный обряд, когда жених и невеста должны были смотреться в одно зеркало, словно связь зеркальных двойников должна укрепить и благословить земной брак. Более того, у некоторых народов жених и невеста видели друг друга впервые именно отраженными в зеркале. То есть, знакомство происходило через зеркальных двойников. Считалось, что именно это должно принести удачу и счастье семье.
Мне кажется, что практически у каждого в жизни было такое: когда смотришь на свое отражение рядом с дорогим человеком и говоришь: «Посмотри, милый (-ая), как мы хорошо вместе смотримся!» И это «хорошо вместе смотримся» наполняло дополнительной уверенностью в собственных силах. А ведь это - отголосок веры в самостоятельное существование двойника, и его улыбающееся лицо доставляет радость, на какой-то момент становясь лицом постороннего счастливого человека. Независимо от возраста, мы продолжаем верить в самостоятельность зеркального отражения.
Мне вспоминается цитата: "... Скоро тебе становится так одиноко, что ты начинаешь заговаривать с ящерицами, а потом приходит время, когда они начинают тебе отвечать..." (Фредерик Браун, «Арена»). Как часто вы разговариваете с зеркалом? По утрам мы говорим зеркалу: «Привет! Что-то у тебя сегодня помятая физиономия», или «Ты сегодня неплохо выглядишь!» Вечером, глядя в зеркало, мы говорим: «Спать пора, и вид уже совершенно сонный, вон глаза сами закрываются». Казалось бы, мы разговариваем сами с собой. Но это вовсе не признак одиночества. Это беседа со своим двойником. Может быть, когда-нибудь он ответит.
Хорхе Луис Борхес упоминает о зеркальных существах, в частности, миф о Рыбе: «В те времена, в отличие от нынешнего времени, мир зеркал и мир людей не были разобщены. Кроме того, они сильно отличались, - не совпадали ни их обитатели, ни их цвета, ни их формы. Оба царства, зеркальное и человеческое, жили мирно, сквозь зеркала можно было входить и выходить. Однажды ночью зеркальный народ заполонил землю. Силы его были велики, однако после кровавых сражений победу одержали чары Желтого Императора. Он прогнал захватчиков, захватил их зеркала и приказал им повторять, как бы в некоем сне, все действия людей. Он лишил их силы и облика и низвел до последнего рабского положения. Но придет время, и они пробудятся от этой колдовской летаргии.
Первой проснется Рыба& Затем одна за другой пробудятся и остальные формы. Постепенно они станут отличными от нас, перестанут нам подражать. Они разобьют стеклянные и металлические преграды, и на этот раз их не удастся победить. Вместе с зеркальными тварями будут сражаться водяные». (Хорхе Луис Борхес «Энциклопедия вымышленных существ»)
Тот же Кэрролл пишет: «Если распахнуть дверь в нашей гостиной пошире, можно увидеть кусочек коридора в том доме, он совсем такой же, как у нас. Но, кто знает, вдруг там, где его не видно, он совсем другой?» («Алиса в Зазеркалье»). Вот оно, вечное опасение - а вдруг зеркала только притворяются покорными и смирными? Вдруг то, что они показывают - это совсем не наше отражение?
Кстати сказать, именно на вере в то, что отражение в зеркале - двойник - это не совсем мы, основан один из методов психотерапии. Врач-скульптор создает скульптурный портрет пациента в натуральную величину, в реалистическом стиле. По мере того, как пациент узнает себя в этом скульптурном портрете, а портрет приближается к завершению, болезнь проходит. Портрет этот неуловимым образом носит на себе печать болезни, а оригинал исцеляется. Скульптурный портрет это тот «двойник», которого больной каждый день видит в зеркале. Созданный врачом «двойник» становится «плохим» членом пары человек-отражение, а пациент «хорошим».
Легенды говорят о том, что в старинных зеркалах заключены души всех, кто смотрелся в них. Считается, что если зеркало хранит отражение злого человека, покойника, убийцы, или «видело» сцену убийства, то оно само становится «злым». Такое зеркало всегда холодное на ощупь, перед ним гаснут церковные свечи, и оно может принести неприятности новому хозяину, вплоть до его смерти. Это зеркало нужно разбить, и только так можно избавиться от проклятия, которое в нем заключено.
Также говорят, что через зеркало можно «навести порчу». Если какой-либо человек посмотрит в ваше зеркало с пожеланиями зла, то эти пожелания могут исполниться. То есть, зеркало станет своеобразным накопителем и излучателем негативной энергии.
Мир таков, каков он есть, а, может быть, совсем не таков.
(Почти забытая почти цитата)
Вот то-то и оно: как часто смотрим мы, куда тянется дым, вместо того чтобы поинтересоваться, откуда дует ветер.
(Карел Чапек, «Дым»)
Зеркала... Загадочные предметы, без которых не представима жизнь человека. Вы можете представить себе жизнь без зеркала? Проснуться утром и не увидеть своего отражения? Кажется - ерунда, мелочи. А ведь какой душевный дискомфорт! Недаром сказочных персонажей в качестве наказания с древних времен лишали отражения.
Но зачем же человеку нужно зеркало? Почему каждый с таким упорством вглядывается в свое отражение? Только ли это прихоть, или в желании увидеть себя в волшебном стекле есть нечто большее? Этот вопрос подводит нас к тому, что мы назовем:
Философия зеркал
Всю свою историю человек пытается познать мир. Но познание мира это, в первую очередь, познание себя. Мы рождаемся, и с нами рождается наш мир; мы умираем, и наш мир тоже умирает в момент нашей смерти. Конечно, остаются другие люди и другие миры, но наш уходит вместе с нами. Как же можно познать этот мир, не познав себя?
Первый вопрос, которым задается тот, кто пытается познать себя: «Кто я?» Действительно, это основной вопрос. Ответ на него означает ответ на многие другие вопросы, которые могли бы быть заданы. Итак, кто я, человек? А что такое человек? Или кто такой человек? Птица, рыба или дикий зверь? Или просто какое-то экзотическое блюдо тайской кухни? Как определить само понятие, как сформулировать? Ведь любое определение нуждается в четкой формулировке, иначе оно слишком размыто и может предполагать несколько толкований. А нас устроит только однозначность.
Платон определил человека как бесперое двуногое. Очевидно, он никогда не видел кенгуру или циркового медведя. Эту формулировку блестяще опроверг Диоген. Он ощипал цыпленка и бросил его к ногам Платона со словами: «Вон он, твой человек!» Тогда Платон уточнил определение: человек - это существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях.
Казалось бы, эта формулировка действительно описывает человека. Но, с точки зрения стороннего наблюдателя, собаки в опытах Павлова тоже проявляли способность к рассуждению. Как же еще можно объяснить то, что они выстраивали логическую цепочку: красная лампочка означает боль, зеленая лампочка - еду? Значит, если обучить ощипанного цыпленка реагировать на лампочку, он может считаться человеком? Правда, остаются еще плоские ногти. Также у человека есть еще одна отличительная черта - мягкая мочка уха. Но, согласитесь, это все как-то зыбко и неопределенно. Гораздо проще указать на человека и сказать: «Вот это - человек!» То есть, дать определение на основании визуализации.
Издавна слова «познать» и «увидеть» считаются синонимами. Мы говорим «я видел собственными глазами», считая это достаточным доказательством существования явления. Язык отразил эту синонимичность. Так, во французском языке «reflet» - отражение, «reflechir» - размышлять; в английском «speculate» - размышление, «speculum» - зеркало; в немецком «reflektieren» - отражать, рассчитывать, размышлять; в русском языке - созерцание, зерцало (зеркало).
Но как же увидеть себя? Частично - да, возможно. Но целиком...Не зря ведь говорят: не видать чего-то, как собственных ушей. Мы не можем увидеть собственную голову, не можем оказаться вне собственного тела, обойти себя кругом, рассмотреть спину. То есть, визуализация является неполной. Любой человек, никогда не видевший себя, может считать себя ощипанным цыпленком, который по какой-то прихоти природы обзавелся плоскими ногтями и мягкой мочкой уха.
И вот, пока человек мучается в сомнениях, пытаясь определить самого себя, в игру вступает зеркало. Посмотрев на свое отражение, сравнив его с окружающими, можно смело заявлять: «Я -человек!»
Следовательно, зеркало можно назвать техническим инструментом нашей самоидентификации, которая является основой в нашем познании мира. Наши самосознание, представление о себе и мире, формируются с помощью и под влиянием зеркала.
Иногда мы принимаем зазеркалье, как отдельный мир, живущий по своим законам, населенный нашими двойниками и двойниками окружающих нас вещей. Так что же, собственно говоря, происходит в зазеркалье? По каким законам оно живет? Эти вопросы приводят нас к тому, что мы условно назовем «Математика зазеркалья» и рассмотрим в следующей части
Неудивительно, что пространство, имеющее такие законы, всегда представляется загадочным.
Философия зеркал - это романтичная психология. Но сами зеркала - явление сложное и малоизученное, поэтому, с моей точки зрения, их нужно рассматривать со всех сторон, чтобы понять хотя бы часть свойств, проявляемых этими таинственными предметами. Так что от философии перейдем к математике.
Я так и представляю нахмуренные брови читателя (особенно, если этот читатель школьник или студент) и его разочарованные слова: «У-у-у! Опять эта математика!» Спешу заверить, что математикой это, как уже было сказано выше, можно назвать очень условно. Разве что в честь Льюиса Кэрролла, который был математиком и описал законы зазеркалья в своем бестселлере «Алиса в Зазеркалье».
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий