Вчера была предпринята попытка прикоснуться к Прекрасному и посетить Московскую филармонию. Вообще я не часто посещаю это заведение, но повод был весьма внушительный:
"Метрополис" Фрица Ланга в сопровождении живого оркестра.
Лирическое отступление - "Метрополис" (1925) - это фильм-антиутопия, снятый по роману Теа фон Харбоу, жены Фрица Ланга. Будучи самым дорогим проектом в истории немого кино, едва не разорил студию-производителя. Первоначальная версия фильма составляла 152 минуты, но была сокращена для проката почти наполовину. Большая часть вырезанного при монтаже материала была утрачена долгие годы, пока в 2008 году в Музее Кино Буэнос Айреса не были найдены утерянные фрагменты, которые едва удалось восстановить.
Собственно, фильм я посмотрела пару лет тому назад, ту самую двухсполовинойчасовую версию. В настоящем концерте меня привлекла возможность увидеть фильм на большом экране и с живой музыкой. Почему я не ознакомилась с проектом и исполнителями подробнее??? Не спрашивайте меня. Часть вины в случившемся, разумеется, заключается в моей лени.
Первые тревожные ласточки обнаружились, когда выяснился состав оркестра:
Живая дорожка:
Федор Амиров (композиция, фортепиано, клавишные, голос)
ГАМ-квартет в составе:
Андрей Кравченко (сопрано-саксофон)
Александр Стреляев (альт-саксофон)
Кирилл Маслов (тенор-саксофон)
Илья Богомол (баритон-саксофон)
Никого из этих людей я не знала, но загадочное упоминание "голоса" в качестве сопровождения к немому фильму меня несколько напрягло. Я решила, что Голос будет зачитывать титры и на время успокоилась.
Второе разочарование постигло при входе в Камерный Зал. Никакого большого экрана не было - его заменял средних размеров ТВ-экран и DVD-проигрыватель к нему. Такой просмотр можно и дома устроить. Но дома не будет живой музыки, подумала я.
Третий настораживающий момент - это присутствие девочки лет 7-8, которая в сопровождении матери сидела прямо передо мной. Это какой духовной надо быть, чтобы притащить ребенка на двухчасовой (!) черно-белый (!!) немой(!!!) фильм в филармонию???
Фильм начался. И, друзья мои, хотя и выдержала целых полчаса, забыть это не смогу еще долго. Существует несчетное число способов самовыражения. Я категорически против раскрашивания черно-белых фильмов. Я категорически против озвучки немых фильмов. Но я даже в страшном сне не могла себе представить, что кому-либо придет в голову озвучивать "Метрополис" такими звуками. Думаю, даже Фрицу Лангу, человеку с очень богатым воображением, в самых невероятных фантазиях не могло пригрезиться это сопение, шарканье ногами, кряхтение и пердение, которое издавал этот Голос по имени Федор Амиров (о нем немного позже расскажу отдельно). Молодой человек с невероятно одухотворенным (в худшем смысле этого слова) лицом, с первых минут фильма начал издавать такие звуки, что я грешным делом решила, что ошиблась адресом, или он ошибся адресом или вообще все это происходит не здесь и не со мной. Скажите мне, зачем имитировать голосом звук шаркающих ног? Тикающих часов? Рев парового гудка? А звуки, которые он издавал во время диалогов (которые в немых фильмах передаются с помощью пантомимы, а смысл выносится отдельным титром)??? Отдельно следует сказать об "оркестре". На время, когда Федор Амиров (я запомнила это имя!!!) замолкал, в дело вступали саксофоны. Я в жизни бы не подумала, что из этого инструмента можно извлечь подобные звуки. До сих пор только неумелому скрипачу удавалось ввести меня в заблуждение. Теперь я знаю - плохой саксофонист гораздо хуже никудышнего скрипача. Но для переполнения чаши моей кармы этой симфонии ужасов было недостаточно. Девочка впереди меня постоянно задавала вопросы своей матери: "А кто это? А что он делает? А почему он?" и т.д. И самой ужасное - мать ей отвечала и из ее ответов я сделала вывод, что девочку привели сюда неслучайно! Ей хотели привить чувство прекрасного и любовь к немому кино!!! Боже всемогущий (4 раза)! Вот скажите теперь мне, что на мне не висит какое-нибудь родовое проклятие?
Через полчаса, не в силах слушать этот блестящий перфоманс далее, я покинула Камерный Зал консерватории в сопровождении еще двух ретроградов. Остальные остались явно довольны концертом и просмотром фильма. Кстати, мама с девочкой вышли прямо за нами. Но! Потом мы узнали, что, сбагрив куда-то дочь, мать снова вернулась припасть к Искусству!! Нет, у меня в консерватории что-то совсем не так устроено.
Сегодня я поискала информацию о Федоре Амирове. Этот высокодуховный юноша оказывается местная звезда:
композитор и исполнитель, активно гастролирует, лауреат каких-то там конкурсов. Подозреваю, что вчера я имела несчастье прослушать его собственное сочинение. Боже всемогущий (4 раза)!!!!
Если вы не готовы к авангарду с человеческим лицом(точнее звериным оскалом), не повторяйте моих ошибок! Этот музыкант, оказывается, не один фильм таким образом "озвучил". Впрочим, справедливости ради, следует сказать, что, если цель была - припасть к авангардному искусству в виде музыки "на любителя", отношение к концерту не изменилось бы, но уж такого шока от сочетания несочетаемого я бы не получила. Ну, самовыражаются люди, в добрый путь. Казалось бы, при чем тут Фриц Ланг?
Пока друзья продолжали наслаждаться Высоким Искусством, группа ретроградов и консерваторов изливала желчь в близлежайшем кафе. Нелегко живется современному человеку - раньше хотя бы тухлыми помидорами можно было закидать исполнителя, душу отвести. А сейчас - сплошные неврозы, а не культурные мероприятия.
пятница, 26 февраля 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий