воскресенье, 12 июля 2009 г.

Ещё немного о школе полутюремного типа

Недавно залезла на форум, посвящённый обсуждению московских школ, и обнаружила, что в обсуждении ШДП появилось много новых постов. Откуда-то хлынул поток излияний учеников, "отбывавших срок" в 625-й задолго до меня. Также понравился пост мамы одной из нынешних учениц. Там есть очень справедливые слова: "... в гимназии 625 с детьми обращаются как с негодяями, которые не имеют права слова и должны жить как роботы, запрограммированные на обучение в этой школе. Если ребёнок в чём-то провинился (а может, и не провинился, - разбираться там никто не будет) - то ситуация будет сразу выставлена на посмешище перед всем классом, и ещё долго ребёнок будет слышать угрозы в свой адрес на тему отчисления из школы. Конкретный пример: после того, как мы заработали гастрит от школьной кухни, я запретила дочке питаться в этой школе. Но классная руководительница заставляла её платить за завтраки и питаться дальше. Тогда я позвонила в Департамент образования, совершенно не скрываясь, рассказала про эту ситуацию и узнала, имеют ли право в школе заставлять ребёнка питаться. Мне ответили, что питание в школе - дело добровольное, и никто не может заставить ребёнка есть там. Этот звонок стал известен в школе, и учителя просто начали гнобить ребёнка и постоянно попрекать её этим звонком при каждом удобном случае. Хотя дочка - отличница и мечта каждой школы..."



Обеими руками "за". Согласна и с тем, что к детям в ШДП (до сих пор, даже после смены директора!) относятся, как к дурно воспитаным узникам колонии для несовершеннолетних (хотя уж до 2000 г. уж точно туда набирали самых лучших, самых способных, из благополучных семей), и с тем, что на учеников давят, угнетают их. Самое страшное - я, ранее имевшая мало друзей за пределами школы и не знавшая, как обращаются с детьми в других местах, искренне верила, что это - нормально.  Стыдилась, когда Л.Ф. выставляла меня дурой перед классом за малейшую ошибку и провинность. Боялась пошевелиться или заговорить с кем-нибудь на уроке - знала, что после этих невинных, в принципе, действий меня ждут безумные вопли учителя. До середины 5-го класса, пока мне не купили наручные часы, писала на линейке: "Сколько до конца урока?" соседке сзади и ухитрялась незаметно подсунуть её, хотя сидела за первой партой. Моя любимая историчка, Т.А., которая ушла из ШДП в тот год, когда я закончила школу, рассказала мне несколько месяцев спустя такую историю. Мол, зашла она как-то "в гости" к одной из бывших коллег. Только-только отзвенел звонок, пятиклассники заняли свои места. И Т.А., немного отвыкшая от ШДП, разговаривая с коллегой, обратила внимание, что дети, сидящие за партами, даже не улыбаются. И это уже в 10 лет... Такие запуганные... Лично я начала разговаривать с соседями по парте только на 2-м курсе, дурацкая привычка сидеть, как глыба льда, исчезла только спустя год после окончания школы. А ещё я верила всем этим байкам вроде "за 2 прогула выгоняют из школы", панически боялась опоздать (что не прошло до сих пор), потому что опоздавший получал не только печать и запись в дневник, но и несметное число ругани от директрисы, торчавшей в холле едва ли не до середины первого урока. Нас постоянно заставляли оправдываться, никогда не верили. Редко отпускали домой по причине плохого самочувствия. А если отпускали, то только с родителем, который обязан был придти за тобой. Никого нет дома? Терпи до конца уроков! Если отсутствовал - обязательно принеси справку от врача, записка от родителей расценивается как прогул. Помню, как я психовала, упрашивала бабушку искать мне "левые" справки, если у меня случалось отравление, и я не могла идти в школу, И сидела на уроках с температурой, только чтобы не унижаться в погоне за этими справками... Бегать по коридорам было запрещено. Если кто-то из учителей (а ещё хуже - из завучей) замечал это, то начинал бешено орать. Помнится, даже на 4-м курсе, опаздывая на пару, я замедляла бег, если навстречу шёл преподаватель... Однажды в 8-м классе две наши девчонки, дежурившие на этаже, прикола ради переодели красные "дежурные" повязки с рук на ноги. И - о ужас - это увидела завуч Т.П. Ну и выволочка им была - на всю школу... За что? За то, что 13-летние козявки решили подурачиться? Одна из девчонок, кстати, была новенькой и ещё, видимо, не ощущала тяжести типичного в ШДП прессования... Кстати, эта завуч Т.П., сволочь такая, сыночку своему, учившемуся двумя годами старше, позволяла всё. И медаль ему сделала, после чего, к счастью, перешла работать в другое место... Этот её Паша чувствовал себя совершенно безнаказанным и делал, что хотел. Помню, классе в 8-м или 9-м вхожу я в раздевалку забрать что-то, а он там со своей девушкой целуется. Ну и начал бычить на меня, козёл...



Я уже не говорю о маразме в отношении внешнего вида. Краситься нельзя, короткие юбки нельзя, каблуки выше 4 см и украшения - тоже... Из-за лосин директор Ольга Николаевна называла девочек "шлюхами". Постоянно придиралась даже к форме. Однажды в 2001-м она прямо с урока вызвала нас, всех восьмиклассниц, к себе в кабинет, и заставила признаться, у кого из нас крашеные волосы. Смелости хватило только у Наташи С., хотя она была не единственной. Честность была "должным образом вознаграждена" - Наташке влепили "неуд" по поведению в четверти... В тот же год произошло следующее. Андрея Л. ненароком оболванили в парикмахерской (после чего его прозвали Лысым, и ничего не изменилось даже после того, как он отрастил волосы до жопы :)), и директриса запретила ему неделю ходить в школу... Не знаю, во вшивости она его заподозрила или ещё в чём, однако решения не изменила. Кстати, не думаю, что Андрей сильно расстроился :) А в 7-м классе со мной произошла такая история. В тот год я сильно выросла, и юбка у меня стала слишком короткой. О.Н. заметила это за 2 дня до окончания учебного года. Я об'яснила ей, как всё было. Но она вызвала бабушку и начала втирать весь этот бред ей. "Но ведь 2 дня осталось! Да и невозможно удлинить - не из чего!"-"Всё равно сделайте!"-"Я не умею!"-"Соседку попросите!" Ноу комментс...



В обсуждении "Чем вас пугали в ШДП?" Лена К., учившаяся на год старше, пишет следующее, в том числе некоторые свои хулиганства (орфография и пунктуация сохранены):



"А-Хах! Итак:

1.Сорвала урок русского языка! Ржала с В. Цапко))

2.Поджог кабинета английского языка! И-ха!

3.Ольга Николаевна не пустила со всеми на деспансеризацию, потому-что я пришла в страшной шапке с плетёными волосами (такие раньше крутыми были). Я же учусь в ШДП! Я не могу даже на 100м к школе в таком виде подходить. Самое крутое, что, в итоге, я взяла у Цапко розу ЦСКА (которые тоже запрещены) обматала ею голову и побежала пешком всех догонять.

4. Нацарапала в кабинете алгебры (24) на всю доску "АРИЯ", так что, если надпись ещё там, то это я!!! =))

5. Моя мама собственноручно покрасила мне волосы в малиновый цвет! 

Когда я проходила по 1-му этажу, меня лично Татьяна Ивановна, Татьяна Павловна или Татьяна Фёдоровна (кто поблизости оказывались) прятали за спинами от Ольги Николаевны)), после того как та выгнала меня на неделю из школы))

6. Ольга Николаевна лично мне юбку по сантименрам над коленом вымеряла с линейкой! Было на 5см короче, чем должна быть! А сзади на 10!!!

7. Она же заплетала мне косички)) С хвостом [чересчур длинным - прим. авт. =)] нельзя

8. Платформа слишком большая.. 

9. Вынимали мне серьги из ушей...

...ой...устала...а ещё так много всего!!

И это всё при том, что я училась не по району и ещё и опаздывала каждый день! Весь дневник в печатях!

И НИКТО МЕНЯ НЕ ВЫГНАЛ!" 



Ещё одна украденная цитата с форума - воспоминания девушки, учившейся в ШДП, думаю, лет на 10 раньше меня. Это просто ужас... 



"Как-то раз знакомая спросила, мол, ты вроде в 625 училась, у вас там "как вообще было"? "А что?" - отвечаю я вопросом на вопрос. В общем, шла эта милая женщина в книжный магазин, тот что был в те поры (а речь о начале 90-х) в большом доме за стадионом. В заборе, на самой короткой траектории сквозного прохода через территорию 625, была аккуратная дыра, и к ней вела "народная тропа". Переть вокруг - путь неблизкий, если 625 и сейчас в тех же пределах, аборигенам будет понятно. И, о ужас, дойдя до забора, знакомая обнаружила, что дыру заделали. Пока не очень драматично, хотя и досадно. А рядом, на стадионе, болтались какие-то детишки, на вид лет 8-9, хотя время было ближе к вечеру, занятия в школе давно закончились. Она окликнула мальчонку, где, мол, дырка тут еще есть? Вот тут как раз самый театральный момент и случился. 

Как ответит в такой ситуации ваш ребенок? Или просто, обычный ребенок? Или ребенок-поросенок с не по годам развитым чувством юмора? Скажет: "тетя, а вам через забор слабО?".. Ну или просто: "Не зна-аю"... Как ответили бы вы сами? 

А мальчик посмотрел с презрением на эту нарушительницу границ, даже как-то сверху вниз, при своем-то росте. И с металлом в голосе произнес:"Через ворота надо ходить!!" 

Это плоды прививания той самой дисциплины, которую тут так хвалят. Судите, дорогие форумчане, насколько они хороши. 

А вот еще история (ох, потянулись воспоминания одно за другим!). 

Это уже про нас. В младших классах у нас была ритмика. Актовый зал, белые гольфики, тетка-аккомпаниатор за роялем и тетка-хореографичка. Раз-два-три-четыре... Туалет был далеконько. И каждый раз, когда кому-нибудь требовалось выйти по нужде, дело заканчивалось лужей на натертом паркете! И дело не в том, что дети стеснялись попроситься - училки не пускали. А попробуй-ка попрыгай русскую, если приспичило. Почему-то мальчишкам особенно не везло, и мокрые штаны, и срам на весь класс, лужу-то не скроешь, и училки эти как-то реагировали... Отмежевывались от содеянного. 

Когда были значительно старше, ссались уже в переносном смысле. Нам повезло, классная руководительница ушла в декрет. Вместо нее преподавать и пасти наш класс пришла совсем новая учительница, у нее еще муж был военный, его только-только в Москву перевели. Неиспорченный, воодушевленный человек, с большим сердцем, этим все сказано. 

Как нам жилось этот год! Кстати, интересный факт для науки психологии: в классе сразу образовались два сообщества. Одно состояло из тех, кто, почуяв минимальный отход от привычного "прессования", пустился во все тяжкие. С такими ей было сложно, для них любой учитель был враг, автоматически, прямо как по системе "свой-чужой". Другое сообщество прильнуло (в переносном смысле, конечно). В подобное, наверно, трудно поверить... в общем, не буду вдаваться в детали. И так бывает. 

Но через год, 1 сентября, мы стояли на торжественной линейке и с трудом сдерживали слезы, оба сообщества, если не поголовно, то по крайней мере, очень представительно. Мы были подростками, но прекрасно понимали, что для нас оттепель закончилась. Только выводы эти каждый делал молча, сам для себя, поскольку переговариваться мы не могли. Старая классная руководительница ходила вдоль строя и резкими окриками заставляла "стоять в затылок". Первая встреча после долгой разлуки. 

И ведь теперь, вспоминая это, я удивляюсь! Роды, младенец оказывают на женщину особое действие, делают добрее, мягче, счастливее... материнский инстинкт - великая вещь. Видимо, в этом коллективе и животное было задавлено в учителях, так же как человеческое. 

Хуже всего подействовал разговор с той, к которой мы бросились сразу, как только закончились уроки. Хотя, может и не прямо сразу... уже не помню. Но вряд ли эта пауза затянулась Зато я почему-то помню ее лицо! Она отворачивалась и прятала глаза. И попросила нас лучше больше к ней не приходить. 

И подростки прекрасно все поняли, даже самые глупые, а книжки мы читали не на равных . Подростки очень чуткие люди, наверное, из всех возрастов человеческой личности, это самый восприимчивый и понятливый. Только в 625 никогда эта особенность не оценивалась по достоинству. 

Больше мы к ней не подходили. Она работала еще долго, может, и теперь еще работает."



Вот так вот мы жили вплоть до 2002-го года, пока Ольга Николаевна не заболела по-серьёзному, и её не заменила временно Оксана Ивановна, учитель математики. В 2003-м, когда я пошла в 11-й класс, О.Н. окончательно устутпила ей свой пост, и тогда началась долгожданная "оттепель". Уже в 2002-м многие учителя неожиданно "оттаяли" и стали относиться к нам, как к детям, а не как к скотине.  Говорят, ранее они настолько боялись директрису, что вели себя так, как она скажет. То есть - жестоко и беспощадно. Также тогда выяснилось, кто действительно боялся О.Н., а кто пришёл работать в ШДП, заранее зная, как там работают с детьми. Кому действительно нравился такой стиль. Кому доставляло удовольствие унижать тех, кто не имеет прав... Сейчас таких учителей в школе осталось четверо - по крайней мере из тех, кто преподавал в 1994-2004. Начиная с 2005-го пришло много новых, надеюсь, они не жестоки. Кстати, главное, что всегда удивляло меня в ШДП, - это то, что при такой железной, просто "казарменной ", дисциплине, учителя, завучи и директор сквозь пальцы смотрели на то, что в школе процветает "дедовщина". В каждом классе был как минимум один человек, над которым жестоко издевались. Наверное, это никому не казалось серьёзной проблемой... А я из-за этого и из-за "казармы" стала психопаткой. Кстати, мои родные никогда не верили моим словам. Про издевательства одноклассников говорили: "Сама виновата, сама ко всем лезешь", а про порядки в школе - "Всё правильно, дисциплина и должна быть строгой". Считали, что я преувеличиваю, а ведь я до 18-ти лет вообще не умела врать... До 7-го класса я слёзно умоляла родных перевести меня хотя бы в 521-ю, но они только отмахивались... Лишняя трата времени, да и качество образования там хуже... А ведь там давали нормальные знания, не задавая при этом гору уроков, как в 625-й, и не давили на детей... Из-за всего этого я до 10-го класса думала, что светлое время уже никогда не наступит, в 14 лет впервые задумалась о самоубийстве... Приучила себя смиряться с обстоятельствами, не бороться за лучшую долю. Привыкла заставлять себя делать что-то, даже если не хочется, потому что после школы по-другому уже не могу. Всего боюсь до сих пор... А ведь другие ребята из нашего выпуска, в том числе и те, кто учился в ШДП с 1-го класса, почему-то не стали такими. Наверное, потому что перестали верить всем этим директорским страшилкам уже в 12 лет, а я верила в них почти до конца. В 5-м классе, когда нас перевели в "старший" корпус, начала делать всё, чтобы меня не отчислили, потому что боялась, что "со справкой" меня не примут ни в одну школу, и я останусь без образования...



Вот так губят души, вот так губят людей. Спасибо тебе, ШДП, родная, спасибо за всё!



 



ГОРЕЧЬ



Хвала тебе, моя ШДП!

Жизнью обязана я тебе

За то, что ты душу мою сломала,

За то, что я верить в себя перестала,

За то, что медаль ты мою зажала,

И я, как лоха, лишь на платный попала.

Спасибо за комплексы, злобу и страх -

Мне это привили в ТВОИХ стенах!..

Спасибо за все, вовек не забуду!..

А если ты рухнешь, я счастлива буду!

2004

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий