воскресенье, 17 мая 2009 г.

еще о куклах



С удовольствием перепощу статью. http://popyti.livejournal.com/5571.html

Потому что, она ИМЕННО о том, чем мы будем заниматься на семинаре у Нины Осиповой:

Эту статью я писала для журнала "Ваша светлость", который, не смотря на кризис, держится и выходит.

Теперь выкладываю здесь.

ИГРЫ В КУКЛЫ

Все дети играют в куклы. Сейчас - всё больше в плюшевые и пластмассовые, сошедшие с конвейеров игрушечных фабрик. Раньше - в тех, которые им делали из тряпок, бересты, льна и веточек заботливые материнские или бабушкины руки. Но куклы - это больше чем игрушка. И русская народная традиция придавала им огромное значение.

 В традиции куклы всегда учили жить в обществе и взаимодействовать с миром, - говорит Арида, практический психолог с восемнадцатилетним стажем - и каждая из них несёт определённый образ и играет определённую роль". Про кукол, знания о которых она переняла от вятской мастерицы Осиповой Нины Васильевны, Арида может рассказывать часами. Рассказывать не только о форме, но и о смыслах, которые видели в куклах в традиционной народной культуре. К примеру, связки малюток-Кувадок вывешивались у колыбели младенца. Считалось, что они отгоняют злых духов и охраняют ребёнка от дурного глаза. Попутно куколки-Кувадки (или Куватки)  были первыми предметами внешнего мира, с которыми знакомился ребёнок. Яркие, маленькие, разноцветные, а главное, сделанные руками матери или бабки, заряженные их любовью, они помогали маленькому человечку расти и развиваться гораздо лучше нынешних погремушек. Или  зайчики - таких  куколок мама или старшая сестра сворачивала ребенку из лоскутка, чтобы тот не плакал и не скучал, когда оставался один. 

 

Зайчик - друг, которому можно поведать свои тайны, рассказать о том, что на душе твориться, пожаловаться, если что не так. Нянюшку делали малышам, которые уже начинали ходить и выходить из дома на улицу. Считалось, что эта куколка обережёт ребёнка от нечаянных страхов, от встречи с неведомым. А вот кукла Каша - эдакий мешочек с ножками-ручками, красной ниткой перетянутый, ростом с горшочек.

На этой кукле девочки учились варить кашу (красная нить как раз отмечала уровень крупы в горшке) и рукодельничать (наряды для раздетой куклы маленькая мастерица делала сама).  Через такие игрушки дети знакомились с укладом жизни и учились взаимодействовать с миром. Через эту учёба складывалась вся их дальнейшая жизнь - известно ведь, что личность и характер ребёнка определяется к уже трём годам, а к пяти складывается окончательно. А игрушки, которые сопровождают ребёнка, во многом определяют, кем он  вырастет: цельным уравновешенным человеком или тревожным невротиком. "Кукла для малыша должна быть маленькой, такой, чтобы он мог её видеть всю, целиком, - говорит Арида. - И традиционная игровая кукла - именно такая. Сегодняшние родители зря стремятся купить игрушки получше и подороже, ведь они - мёртвые, пустые. Для ребёнка будет намного роднее куколка из тряпочек, скрученная любящими материнскими или бабушкиными руками.  В старину считалось, что игрушка для ребёнка до четырёх лет должна быть тёплой, из ткани или дерева. Холодной на ощупь игрушкой можно было, по поверью, "застудить душу". 

     Помимо игровых кукол, в народной традиции различали обрядовые, обережные, целительные куклы. Появляясь в жизни человека с его рождением, они оставались непременными участниками всех событий. Кукол-Пеленашек крутили из тряпочек перед появлением младенца. Куклы-Лихоманки, которых сжигали на масленичном костре, забирали с собой всевозможные несчастья и болезни.



Январская кукла-Коляда помогала с исполнением желания, загаданного на год, и блюла общий достаток в доме. Куклу Зернушку-Крупеничку, которая делалась из мешочков с крупой, шили на осеннее равноденствие. И она стояла-красовалась на обеденном столе до следующего посева, напитываясь атмосферой дома своих хозяев.    "В традиционном укладе применяли несколько сотен кукол, - говорит Арида. - И у каждой из них была своя роль. Роженицу делали в помощь рожающей матери, Кормилку - в помощь кормящей, Желанницу - для исполнения желаний, шестирукую Филипповку - как помощницу по хозяйству, чтобы в доме были чистота, порядок, уют. Занятие это было женским, но и мужчины понимали в куклах. Когда в дом приходила молодая жена, именно свёкор осматривал кукол, которые она приносила с собой. И по ним видел, что из себя представляет будущая мать его внуков".   И действительно, при всей, вроде бы, незатейливости конструкции, - тряпочки, палочки, нитки - кукла требует определённого настроя и состояния сознания. И если настрой не тот - кукла выйдет кривая. Убирая эту "кривость", раз за разом "налаживая" куклу во время работы с ней можно "поладить" и собственные искривления. А заодно разобраться в своих представлениях о людях и отношениях в семье, о счастье и достатке. А как только получилась красавица, радующая душу - значит, изменилось что-то и в мастерице, из чьих рук эта красота вышла.

     Насколько чётко куклы диагностируют характер и состояние, я увидела, когда училась крутить тряпочных кукол на занятиях у Ариды. Потрясающая экспресс-диагностика! Моя первая Кормилка получилась уставшей и измождённой - эдакая  заморенная многодетная мамаша, которая кормит, как долги отдаёт. Но пока я смотрела на неё и соображала, какие-такие долги меня измотали, кукла выправилась, выпрямилась, и вот уже у меня в руках - баба в силе. И кормит она не потому, что должна, а потому, что может. Предназначение у неё такое.



И уже вторая Кормилка, которую я сделала на следующий день, получилась развесёлой, полной сил первородкой.  Моя первая Нянюшка вышла заполошной кулёмой, которая сама всего боится. Зато следующая - настоящий предмет Силы



. И то же самое происходило с другими участницами занятий - не смотря на одинаковую форму, у каждой получалась кукла со своим образом, со своим содержанием, созвучным состоянию мастерицы.

Вот цитаты из сообщества tn_kukla: "Смотрю на Барби,они жёсткие, холодные, а тряпочные куклы такие мягкие и теплые. А ведь через кукол передается образ мира. Так какой образ закладывается у малыша, который играет с холодной Барби, да и вообще с пластиковой куклой?"

"У маленькой дочки моей подруги много игрушек, но она с ними мало играет, может бросить, а может и оторвать что-нибудь. А вот куклу, что мама сделала, она взяла осторожно, бережно. Посмотрела, поулыбалась, прижала к себе, а потом начала играть. Ощущение, что чувствует - кукла непростая".

"Пока я знаю не так много кукол, но уже влюбилась в Кувадок - маленьких обережных куколок, жительниц мира любви! Несколько недель подряд по выходным скручиваю три-пять Кувадок, обвесила ими машину мужа, постель сына, потом раздаривала знакомым. Поразительно, как встречают Кувадок те, кому я их дарю. Потрясающий душевный отклик!"  

Годах в пятидесятых прошлого века психологи признали то, о чём говорили эзотерики: поведение человека нечто большее, чем проявление инстинктов и подавленных желаний. И сегодня в России появилось множество последователей различных психологических методик, призванных помочь человеку наладить отношения с миром и обществом: психодрама, гештальт-терапия, экзистенциальная терапия, телесно ориентированная терапия. Но не изобретают ли современные психологи велосипед, на котором уже "катались" наши предки?  И русская этнография в этом не уникальна - любая народная культура, будь то индейцы или эскимосы, несёт в себе способы очищения психики и сознания. "Этнопсихология изначально приспособлена под нужды того или иного народа, она - часть культуры жизни общества", - отмечает Арида. И добавляет, что за свою практику перебрала множество методик и на собственном опыте убедилась: то, что заложено в русской народной психологии при работе с нашими соотечественниками срабатывает гораздо лучше и органичнее, чем методы, придуманные психологами-иностранцами. И трёхчасовая работа над куклой способна дать такое очищение души, которое не получишь и за несколько сеансов психоанализа.   

 

К слову

Помимо прочего, традиционные славянские куклы несли в себе космогонические и мифологические образы. Как отмечает в своей книге "Текстильные обрядовые куклы" минская кукольница Зинаида Ивановна Зимина, двойная кукла Козьма и Демиан отражает представление славянского мифа о "близнецах", известного едва ли не всем индоевропейским космогоническим системам. А в кукле для свадебного пирога, где на веточке с двумя развилками расположены фигурки жениха и невесты, отразилось Мировое дерево - своеобразная модель Вселенной и Небесный мир, и Земной, и Подземный.

Традиционные славянские куклы не имеют лица. И это не случайно - считалось, что кукла находится на границе между миром людей и миром духов. Именно это делало её предметом очистительной и защитной бытовой магии. Кроме того, соблюдалась своеобразная "техника безопасности" - по традиционным представлениям самых разных народов считалось, именно через рот, глаза и нос в изображения вселяются духи. Изготавливая обрядовую куклу, женщина эмоционально настраивалась на определённое состояние, верила в силу "сделанного". Ритуальную куклу усиливало то, что при её изготовлении читали заговор, иногда - до конца и ни разу не сбившись точно в течении времени изготовления куклы. Ну чем не медитация, останавливающая внутренний диалог и концентрирующая на нужной проблеме!

Комментариев нет:

Отправить комментарий